Ведь именно здесь в 1942 году останавливались товарные поезда, заполненные людьми из блокадного Ленин-града. Многим так и не суждено было добраться до места назначения – они умерли от холода и истощения. Погибших, в основном это были дети, выгружали на телеги с наращенными бортами и везли хоронить на Тверицкое кладбище. Трупы опускали в большие могилы по десять – двенадцать человек и присыпали землей. Руководитель музея истории школы № 46 Вера Кузнецова подсчитала, что на кладбище было похоронено не менее 5000 ленинградцев.
– В память обо всех погибших вместе с ребятами мы и решили сегодня пройти этой дорогой скорби, – сказала она нашему корреспонденту.
Почин поддержали почти все школы Заволжского района. Несмотря на лютый мороз, на станции собралось более сотни старшеклассников, и по проспекту Авиаторов процессия двинулась к месту назначения. Пока шли, разговаривали с ребятами. Десятиклассник Андрей знает о блокаде Ленинграда не только по фильмам и книгам. Его дедушка воевал на Волховском фронте и рассказывал внуку обо всех ужасах тех дней. Знает мальчик и о Тане Савичевой, ее блокадном дневнике.
Кроме школьников почтить память погибших на кладбище пришли и бывшие блокадники.
Сначала здесь прошел траурный митинг, а затем ребята возложили венки к памятнику детям блокадного Ленинграда и зажгли поминальные свечи.
У могил погибших Нина Николаевна Зеленцова не могла сдержать слез. В далеком сорок втором, когда ей было всего четырнадцать лет, она помогала хоронить ленинградцев.
А Галина Николаевна Чмелева у плиты оставила и несколько горстей сухариков. Когда ей было три с половиной года, вместе с матерью и старшей сестренкой по «дороге жизни» их вывезли из осажденного Ленинграда.
– Мы были настолько слабы, что не могли ходить. Маме пришлось нести нас на руках. В товарном вагоне всех эвакуированных везли на юг, но мама решила выйти в Ярославле на станции Филино. Здесь у нее жили родные брат и сестра. Она оставила нас на вокзале и пошла за ними. Брат помог ей донести меня и сестренку до дома. От голода мы сильно опухли и очень долго выздоравливали, – со слезами на глазах вспоминает она.
Сегодня в Ярославле живет 480 блокадников. И как хочется, чтобы эти пожилые люди хотя бы на склоне лет обрели покой и душевное равновесие.