Игра в патриотизм
Поправки о введении обязательной НВП Дума приняла еще в октябре 2003 года. А вот сейчас депутаты голосовали сразу во втором и окончательном, третьем чтении. Чего же почти два года ждали? Да просто все понимали, что возродить «военку» в былом виде невозможно. Отсутствуют кадры и материальная база. Против выступали как чиновники от образования, так и подавляющее большинство директоров учебных заведений.
Неужели сегодня их позиции изменились? Понятно, что нет. Наоборот, они все чаще жалуются, что учебные программы перегружены, а наиболее радикальные педагоги-методисты предлагают не только НВП, но даже и физкультуру преподавать на факультативной основе. В свою очередь, член комитета Госдумы по обороне Николай Безбородов, агитируя депутатов за поправки, напомнил коллегам, что одним из пунктов утвержденных президентом «Основ государ-ственной политики РФ по военному строительству на период до 2010 года» предписывается «восстановление до 2005 года практики военно-патриотического воспитания граждан и подготовка их к военной службе». А уж следовать курсу патриотизма думское большин-ство обязано. Такая нынче мода.
В строю за пятерку
Начальная военная подготовка и сейчас значится как школьный предмет, но его по закону «Об образовании» можно постигать исключительно факультативно, то есть в добровольном порядке. Теперь есть директивная установка учащимся 10 – 11-х классов готовиться к службе «в соответ-ствии с образовательными стандартами, получая начальные знания об обороне государства, о воинской обязанности и приобретая навыки в области гражданской обороны». Эта цитата на доступный язык переводится следующим образом: школьников научат ходить строем, дадут им первичные знания по воинским уставам и организации армей-ской жизни, покажут военную технику, научат разбирать автомат Калашникова и пользоваться противогазом.
В департаменте образования Москвы прямо заявили, что возврат к преподаванию НВП в столичных школах пока невозможен. Нет учителей, которые способны квалифицированно преподавать военные дисциплины. Если подключить к НВП женщин, ведущих ОБЖ, то это лишь дискредитирует новый предмет. Раньше, правда, обходились за счет отставных офицеров.
– В 1985 году после ранения в Афганистане я уволился в запас и устроился военруком, – вспоминает полковник в отставке Иван Логинов. – С деть-ми мне нравилось работать. Почти на каждом уроке приводил примеры из Афганистана. Слушали ребята внимательно. За четыре года 27 моих выпуск-ников в военные училища поступили. И с денежной точки зрения эта работа была выгодной. Теперь на учительскую зар-плату офицеры запаса не пойдут, – уверен Иван Логинов. – Лучше подадутся в охрану. В школе же с нынешней молодежью одна морока. Да и бесполезно сейчас школьников к чему-то военному призывать. Все знают, что в армии полная разруха.
Еще хуже обстоят дела с базой для «военки».
– Допустим, учебные автоматы и пневматические винтовки школам выдадут, – предположила чиновница из департамента образования, согласившаяся на анонимных условиях прокомментировать дум-ские нововведения по НВП. – Но оружие требуется хранить в специальной комнате, да еще с сигнализацией. Нужны деньги, чтобы это добро сторожить, а их у нас нет.
Выходит, что только со строевой подготовкой в школах не будет проблем. «Он в три шеренги вас построит, а пикните, так разом успокоит», – цитата из Грибоедова как раз подойдет для характеристики военрука новой России. Ведь единственное, что он способен продемонстрировать на практике, так это курс шагистики. А пикните, мигом будет испорчен аттестат.
Мне могут возразить. Своими поправками думцы предусмотрели обязательное проведение для школьников учебных сборов по НВП. Они отныне станут частью учебной программы. Но сборы должны закреплять полученные ранее военные знания. А когда в лагерь привозят неподготовленных школьников, то тут и до ЧП недалеко. Как уже было в 2003 году под Ханты-Мансийском, когда ученик 11-го класса Саша Бочанов умер во время марш-броска в противогазе.
Кому выгодно?
Однако посмотрим, кому выгода от последних поправок в законы «Об образовании» и «О воинской обязанности и военной службе». От введения НВП в первую очередь выиграет Минобороны, которое в очередной раз попытается решить свои проблемы за счет образования. Кому-то поручат написать книгу по НВП. И он тоже выиграет. А еще этот учебник издадут огромным тиражом, и хорошо заработает какое-нибудь близкое к правительству издательство. В департаментах образования появятся должности смотрящих. Вот только присматривать придется больше за бумажными показателями, нежели за действительной работой. Зато в отчетах о патриотическом воспитании молодежи появятся галочки.
А проиграют те, для кого все это задумывалось, – ученики. Их как раз и не спросили, пригодится ли им в жизни НВП. И у учителей тоже не спросили. Не случайно и вернула Дума начальную военную подготовку в школы как раз в тот момент, когда школы на каникулах. Отдых – не время для протестов.
//Владимир УРБАН. Mn.ru.