Не знаю, как выглядит ударная коммунистическая стройка, никогда не видела, но сегодняшний темп строительных работ в Троице-Сергиевом Варницком монастыре, наверное, вполне соответствует этому явлению из нашего недалекого прошлого. Подъезжающие грузовые машины с песком и щебнем, снующие по всей территории монастыря работники с тачками, лопатами, граблями, ни на минуту не прекращающаяся внутренняя отделка новых помещений... Все в движении. Братья восстановленной обители готовятся к встрече патриарха.
Монашеская жизнь на родине Сергия Радонежского начала возрождаться десять лет назад. Каким был этот монастырь до разрушения, здесь уже никто не помнил. Ему в то время возвращать было практически нечего – на месте взорванного Троицкого собора «благоухала» помойка, в перестроенном Введенском храме устроили инкубатор птицефермы, да и сама территория обители была просто широкой дорогой в леспромхоз.
Три монаха из Троице-Сергиевой лавры прибыли сюда для восстановления этого древнейшего монастыря. С трудом нашли и очистили целебный Сергиев колодец. Богослужения можно было проводить только в находящейся неподалеку полуразрушенной церкви святых Паисия и Уара, с ее ремонта и началось возрождение этой святой земли. Деньги собирали по ближним деревням, сами вставляли окна, перекладывали печи, латали кровлю. Храм быстро наполнился иконами – их принесли из своих домов ростовчане.
В 1997 году на родину преподобного Сергия Радонежского приехал Святейший патриарх, но взору его предстала все та же унылая картина запустения: за несколько лет удалось лишь поставить деревянную часовню на месте Троицкого собора да памятный крест у дороги к монастырю.
В 1998 году настоятелем Троице-Сергиевой Варницкой обители стал иеромонах Силуан. И хотя проблемы были те же – неналаженный быт, отсутствие техники и денег, малочисленная братия – всего четыре человека, жизнь монастыря понемногу начала налаживаться. А все, что произошло за эти семь лет, сродни чуду.
– Испугался очень, когда сюда пришел, потому что как такового монастыря не было. Единственный сохранившийся Введенский храм был в плачевном состоянии, служить было нельзя – там был курятник. Начали проводить богослужения в Воскресенском храме, который в 700 метрах отсюда, – вспоминает настоятель. – Я поехал к своему духовному отцу архимандриту Кириллу, который меня ободрил и сказал: «Глаза боятся, а руки делают». Пошел я по разным инстанциям и организациям, получил поддержку и понимание, началось восстановление обители.
Таких, кто сам приходит и предлагает помощь, за последние годы заметно прибавилось. Люди не просто присылают деньги, нередко и сами приезжают, чтобы потрудиться на родине Сергия Радонежского. Вот совсем недавно произошел удивительный случай. Приехал в Варницкий монастырь Сергей из Вологды на новом самосвале – даже номера еще не успел поставить. Рассказывает, что год назад, когда побывал здесь на экскурсии, дал себе слово: как только купит новую машину, приедет и отработает на благо обители три дня. И если сегодня искать в нашей жизни приметы возрождения, то они в бескорыстной помощи, в желании быть причастным к духовной жизни России, к своей истории.
– Сейчас все больше и больше таких людей, которые, помогая восстановлению святынь, меняют и собственную жизнь, – говорит отец Силуан. – Люди начинают жить по заповедям Божьим, если были некрещеные – крестятся, невенчанные – венчаются, а из «захожан» становятся настоящими прихожанами. Это процесс радостный. Мы живем в такое время, когда храмы открываются, когда идет духовное возрождение России.
Восстановление разрушенных святынь – великое дело. В этом и наше покаяние, и одушевление родной истории. Прочитать в книге о монашеском подвиге основателя Троице-Сергиевой лавры – это одно, а походить по дорожкам, по которым бегал в детстве отрок Варфоломей, помолиться в храме, поставленном на месте дома, где он родился, – это совсем другое. Живые духовные впечатления и переживания будят религиозное чувство, которое обязательно есть у каждого человека, правда, иногда в зачаточном состоянии.
– Духовная жизнь, как говорили святые отцы, наука из наук, искусство из искусств. Чтобы развить свое религиозное чувство до совершенст-ва, надо много трудиться. Музыкант не сразу научится играть Моцарта и Баха. Надо поступить в музыкальную школу в детстве, семь лет там отучиться, ежедневно играть не меньше трех часов. Я хорошо помню эти уроки, сам закончил музыкальную школу, – говорит отец Силуан. – Если играть меньше, навык ослабевает. Духовная жизнь подчинена тем же правилам.
Возрождению духовной жизни в монастыре уделяют не меньшее внимание, чем восстановлению храмов. С 2002 года для детей здесь открыли православную гимназию. Занимаются в ней 70 ребятишек с 1-го по 11-й класс. Фотографии ее выпускников словно случайно попали в наше время из XIX века. Маленькие девочки в белых фартуках и белых косынках, серьезные, сосредоточенные мальчики в строгих темных костюмах ничем не отличаются от учащихся гимназий прошлых веков. А в 2004 году при обители создали еще и пансион для юношей из семей верующих. 25 мальчиков жили одной семьей с братьями обители – в одно время подъем, вместе в трудах, вместе на службе и на трапезе. Желающих среди молодых приобщиться к жизни монастыря оказалось очень много – число поступающих выросло втрое.
– Мы поставили перед собой задачу помочь молодежи в духовном и нравственном становлении, – рассказывает отец Силуан. – Наши воспитанники имеют возможность кроме среднего образования получить прочный богословский фундамент. Ребята учатся по программе, определенной государственным стандартом, но изучают также Закон Божий, историю Церкви, церковно-славян-ский язык, литургику, гомилетику, церковное пение. Сейчас наша страна нуждается в молодых людях, которые бы проповедовали слово Божие. Это должны быть не только священники, но и специалисты во всех сферах жизни общества. Нужно их растить и воспитывать.
Пансион, как и православная гимназия, расположен в отдельном здании. Ребята живут в прекрасно оборудованных двух и трехместных комнатах. Идеальная чистота везде – в жилых и бытовых помещениях, классах, спортивном и актовом залах. Коридоры украшены большими фотографиями в рамках – культура оформления скорее музейная, чем школьная.
У ребят здесь есть все необходимое – форма, питание, учебные пособия. Атмосфера добра, внимания, уважительного отношения к старшим чувствуется во всем. Вошел в эти стены – и словно в другой мир попал: спокойный, размеренный, правильный. Неудивительно, что теперь едут учиться сюда православные из Москвы, Вологды, Читы, даже из Казахстана и Молдовы. И возрождение традиций духовного образования – тоже чудо, никак не меньшее, чем стремительное восстановление храмов обители.
В общем, отцу Силуану и братьям Троице-Сергиева Варницкого монастыря есть чем порадовать Патриарха Русской православной церкви, визита которого все здесь ждут с трепетом и нетерпением.
* * *
Троице-Сергиев Варницкий монастырь был основан в 1427 году Ростовским архиепископом Ефремом на месте родительского дома преподобного Сергия Радонежского. Сначала все постройки в нем были деревянными, первый каменный храм – Троицкий – появился в 1771 году. К концу XIX века монастырь приобрел завершенный вид – настоятельские покои, трапезная, кельи, несколько храмов стояли за белокаменной оградой.
К факту рождения почитаемого на Руси святого в Ростове относились с особенным благоговением. Покровительство преподобного стремились заслужить богоугодными делами – открыли странноприимный дом, богадельню, духовное училище.
Разрушение и разграбление обители началось с 1919 года. Выселили монахов, прекратили богослужения, изъяли все ценные вещи. Апофеозом безверия был взрыв Троицкого собора – главной святыни монастыря. Уничтожили до основания, чтобы спустя 80 лет с невероятными усилиями и трудностями приступить к его восстановлению.