Мои впечатления от последней теленедели сошлись вокруг детей, их судеб, их несчастий. Здесь и выселки, видом которых все ярославские каналы иллюстрировали информацию об убийстве десятилетней девочки в нашем городе; ужас, бессилие и – если только не считать результатом фоторобот убийцы с весьма противоречивыми в разных ракурсах чертами, – похоже, что бесперспективность. Здесь и бурные всплески возмущения по поводу гибели трех марийских мальчиков из-за недоказанной кражи четырех кроликов; патетический и суровый, а вовсе не легкомысленный, чем он обычно так раздражает многих зрителей, Малахов в «Пяти вечерах» раскручивал проблему безнаказанности и безответ-ственности взрослых, из-за которых покончили с собой дети.
Детей, в разных передачах, жалели, обнадеживали. Чего стоит только прогулка семьи по городу в дневном воскресном эфире Ren-TV: нормального роста мама, лишенный генов роста, доходящий маме до пояса папа и унаследовавшая его заболевание девочка. Дело, впрочем, не только в детях. Такие программы смотрят чаще всего те, у кого и без этих кадров тягот и проблем хватает. Те, у кого, кроме «ящика», нет другого источника контактов, нет другого развлечения, нет другого советчика. Те, кто верит традиционному для многих программ призыву «Смотри и жди!».
Думаю, теперь наше газетное общение по поводу телевидения носит вполне определенный характер. Мы с вами вместе стали обращать внимание на те передачи, циклы, каналы, которые кому-то из читателей были не только не близки, но просто неведомы. Люди в возрасте за 40 то и дело брезгливо переключали свое внимание (и свои телеприемники) с каналов ТНТ, Муз-ТВ или MTV. Не нравится развязность ведущих – всех этих длинноногих и длинноволосых Ксюш («Время Ксюш» – так назвал одно из своих обозрений Е. Ермолин), этих ухмыляющихся Нагиевых (о нем писал в «Опиуме одноклеточных» В. Жельвис)? А не стоит ли попытаться понять, почему, приходя домой, ваши дети или внуки стремглав нажимают именно на эти кнопки? Почему именно оттуда скачивают мелодии для своих мобильников, тратя еще и на это ваши деньги? И понять, что произойдет с мальчиками и девочками в возрасте 14 – 15 лет после того, как они изо дня в день будут смотреть на усилия, правда, формально уже ставших совершеннолетними, лениво-бессловесных особей обоего пола по публичному приготовлению к совокуплению?
Не стоит ли прислушаться к речи – нет, не наших относительно молодых сограждан, а телевизионных ведущих, к закадровым текстам, чтобы понять, что сегодня говорят уже цитатами не из Ильфа и Петрова или Булгакова, а из «ящика». И если «гигант мысли» для многих молодых сегодня – это не смешно, поскольку неизвестно, то сакраментальное «тогда мы идем к вам» можно услышать повсюду. Наверное, заказчикам рекламного слогана, хозяевам фирмы стирального порошка, прибыль от этого есть, но и убыль в словарном запасе современных эллочек щукиных также несомненна.
Вот только что в программе «Пока все дома» Кристина Орбакайте, которая для молодежной аудитории уже старовата, брякнула в духе своих сыновей. Цитирую дословно ее реплику: «Это было не то что «вау», но потрясение». А вы еще спрашиваете, откуда у ваших собственных детей, учеников, просто молодых собеседников это берется. Никакая улица и никакой забор, на который благовоспитанным детям не разрешали когда-то смотреть, чтобы не прочитали там ругательства, не могут сравниться с телевизионным «ящиком».
Говорящий телевизор – это отдельная подчас радость, подчас горечь. Еще несколько лет назад многие упрекали Д. Крылова в том, что его воскресные «Непутевые заметки» делаются в угоду богатым туристам и лишь раздражают бабушек с грошовыми пенсиями. Но если слушать не только информацию о номерах отелей и ассортименте блюд в ресторанах, но и просто слушать, то окажется, что «бродячий философ Д. К.» (как назвал автора этих программ в одном из своих обозрений В. Жельвис) – человек, несомненно, и профессиональный, и тонкий. Вот в последнем путешествии по Италии, где для него были два главных человека – Данте и Феллини, Крылов говорил с теми, кто не только любуется картинками, но и слушает речь журналиста. Заметив несовпадение исторических и современных ситуаций, он походя бросил: «Пропускаешь мимо сознания – у кого оно есть» – и этак высокомерно отгородился от «заказчиков» и богатых туристов, через их головы передав привет интеллигентам-единомышленникам. Но тут же и привычной телеаудитории ручкой помахал, назвав «козлом» возлюбленного М. Монро, отобравшего у нее полуторамиллионный автомобиль. Вот вам и телевидение, двуликий Янус, повернутый к богатым и бедным, образованным и неучам, старым и молодым, желающее всех их охватить и бешено борющееся за этот самый охват.
...Сегодня многие телезрители, сами не отдавая себе в этом отчет, разговаривают с телеведущими или телеперсонажами, возражают, одергивают, советуют, подсказывают слово, если те запнулись. Этакий всеобщий интерактив – «помаши маме ручкой». При такой интенсивности контактов с «ящиком», похоже, следующий шаг – беседы с автоответчиками кинотеатров, справочной службы, контор и даже собственных знакомых, которые почему-то отсутствуют дома.
//Татьяна ЗЛОТНИКОВА, доктор искусствоведения.