Насколько успешно учебным заведением пройден этот длительный и сложный путь, можно понять по достигнутым показателям государственной аккредитации. Например, общероссийский норматив количества персональных компьютеров на 100 студентов очной формы обучения для техникумов – всего четыре, для колледжей – пять, а Ярославский градостроительный колледж по оснащенности перекрыл эту цифру более чем в два раза – 11 персональных компьютеров. В его стенах работают опытные преподаватели, более половины из которых имеют квалификационные категории, а пятая часть – высшую категорию и ученые степени.
Ярославский градостроительный колледж – многоуровневое, многопрофильное и многофункциональное учебное заведение, работа всех структурных подразделений которого направлена на наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей личности, семьи, государства и работодателей. В аудиториях и на производственных базах идет подготовка специалистов и рабочих как для строительного комплекса центральной России, так и для других отраслей рыночной экономики. Во все времена обществом были востребованы строители и другие обеспечивающие строительный комплекс профессии: архитекторы, проектировщики, экономисты, бухгалтеры, финансисты, юристы и т. д.
На сегодняшний день в градостроительном колледже обучают по 24 специальностям, а также ведутся подготовка, переподготовка и повышение квалификации более чем по 50 профессиям. Колледж может удовлетворить спрос на самые разнообразные специальности и профессии строительно-архитектурного, информационного, управленческого и сервисного профиля.
Техникум успешно развивался в сложные времена экономической неопределенности 90-х годов. Коллектив профессионального учебного заведения научился работать в новых экономических условиях, развивая систему платных услуг и создавая за счет этих средств базу, необходимую для качественной и всесторонней подготовки выпускников.
Действующая в колледже система теоретической и практической подготовки дает возможность каждому студенту приобрести кроме основной специальности еще не менее двух рабочих профессий с выдачей соответствующих удостоверений и свидетельств.
Одним из плюсов обучения в колледже является высокий уровень информационной подготовки. В современных условиях студенты должны не только пассивно получать знания, умения и навыки, но и обучаться приемам и методам активного поиска, анализа и синтеза информации, учиться гибко реагировать на меняющиеся условия жизни и профессиональной деятельности.
Обязательное обучение уже на первом году навыкам профессионального владения персональным компьютером и использования современных и перспективных информационных технологий повышает конкурентоспособность студентов и выпускников. Занятия проводятся в восьми современных компьютерных классах, где студенты работают на компьютере либо как продвинутые пользователи, либо как секретари-референты. Такая практика способствует успешности обучения и дает возможность студентам трудиться в свободное от учебы время, зарабатывая себе дополнительные средства.
Ребята приобретают еще одну рабочую профессию по профилю основной специальности. Если есть желание, студент может получить, уже руководствуясь собственным выбором, третью и четвертую профессии. Для фиксирования и накопления стажа с первого года занятий для обучаемых вводятся трудовые книжки.
По всем специальностям выпускники Ярославского градостроительного колледжа могут продолжить обучение в вузах. Для решения этой задачи администрацией заключены договоры сотрудничества с высшей школой. И это еще не все достоинства учебы в колледже. В октябре этого года благодаря связям с образовательными учреждениями Германии группа ярославцев в рамках договора обмена студентами между ФРГ и Россией отправится на стажировку по строительным профессиям в немецкий город Марбург земли Гессен.
Родителям обучающихся в колледже нравятся высокий уровень требовательности, жесткие нормы дисциплины учебного труда. Удобное транспортное расположение корпусов колледжа, практически в центре Ярославля, для ребят, их пап и мам является еще одним плюсом при выборе учебного заведения после окончания средней школы.
Привлекательны для будущих и настоящих студентов созданные бытовые условия: разнообразное питание, медицинский пункт, работающий в две смены, спортивно-оздоровительный комплекс с сауной, тремя тренажерными залами, двумя спортзалами, солярием, массажным кабинетом.
Сейчас колледж занимает достойное место среди образовательных учреждений Ярославской области. Контингент студентов достиг 3200 человек, совершенствуется и развивается учебно-материальная база, выросло число преподавателей, в том числе имеющих ученые степени и звания, много внимания уделяется научно-методической и воспитательной работе, практической подготовке будущих специалистов. Так, в течение 2003 – 2004 учебного года прошли аттестацию 73 педработника колледжа. Разными формами обучения были охвачены более половины преподавателей и сотрудников. Для решения главной задачи – максимального удовлетворения растущих запросов потребителей в получении качественного образования и подготовки конкурентоспособных специалистов и рабочих кадров педагогический коллектив колледжа постоянно совершенствует качество образовательного процесса.
Хорошей традицией и частью программы стратегического развития образовательного учреждения стало то, что Ярославский строительный техникум с 1998 года участвует во всех конкурсах на лучшую работу в области обеспечения качества, проводимых администрацией нашего региона. В 2000 году учебное заведение стало в первый раз лауреатом (победителем) областной премии по качеству, в 2003-м – дипломантом десятого, юбилейного регионального конкурса, а в 2004-м уже во второй раз лауреатом престижной областной премии по качеству.
Эти результаты свидетельствуют о стабильно высоком уровне деятельности коллектива учебного заведения. Звание дипломанта регионального конкурса по качеству за 2004 год присуждено руководителю отдела по управлению качеством Владимиру Федчуну. Это также является показателем системного подхода к работе. Мировой и европейский опыт показал, что основой закрепления учебного заведения на рынке может стать только повышение уровня предоставляемых услуг.
В начале нового века и тысячелетия перед образованием встали новые задачи. Реструктуризация бюджетной сферы может значительно осложнить поступательное движение вперед как всей страны, так и сферы образования в частности. Передача учебных заведений на региональный уровень также может привести к резким колебаниям в системе среднего профессионального образования.
Шесть лет осталось России для вхождения в единое европейское образовательное пространство. Нам предстоит войти в систему, в которой среднего профессионального образования в том виде, в котором оно существует сегодня в Российской Федерации, нет. В Европе есть учебные центры для подготовки рабочих различных специальностей, институты – учреждения первой степени высшего образования для подготовки практико-ориентированных технических (технологических) бакалавров.
Нераздельное образовательное пространство и единый подход к созданию системы менеджмента качества позволяют сформировать общие требования к качеству образования на всем европейском и постсоветском пространстве. Это даст возможность Ярославскому градостроительному колледжу быстрее интегрироваться в новые условия, в том числе и Болонский процесс. Студенты колледжа, возможно, в недалеком будущем смогут получать «конвертируемый» диплом, который будет востребован и в России, и в Европе. Мобильность выпускников на рынке труда существенно возрастет.
Накопленный коллективом опыт, его сегодняшний потенциал позволяют с оптимизмом смотреть в будущее. Ярославский градостроительный колледж будет и далее динамично развиваться и пользоваться высоким спросом у подрастающих поколений.