Как известно, на следующей неделе в университете состоятся выборы ректора. Претендентов на эту должность двое. Так что самое время выставлять требования: авось кто-то из них дрогнет и вступится за бедных студентов.
Суть дела в следующем. Несколько студентов Ярославского госуниверситета имени Демидова обратились с жалобой в администрацию области: мол, под угрозой отчисления их вынуждают оплатить долги за проживание в общежитии. Задолжники будто бы собираются жаловаться и в прокуратуру. Правда, пока, как нам сообщили в областной и в Кировской прокуратурах, никто к ним не обращался. Вся эта нервотрепка развернулась в канун летней сессии и получения дипломов...
На стене общежития на Союзной висит список задолжников. Фамилий больше сотни будет. Средняя сумма долга – где-то семьсот рублей. Возглавляет список некто Аннануров с десятью тысячами рублей долга. Посчитала в уме: это сколько краски можно купить для ремонта на такие деньги!
Видимо, такие мысли пришли и в голову руководителей университета. Вот и взяли резко, с места в карьер. То терпели, комендант подписывала обходные листы выпускникам. Теперь – нет. В вузе уверены: кто-то этой историей со студенческими долгами за общежитие хочет замутить воду – ведь на носу выборы ректора.
В общежитии я поговорила с молодежью. Студентка с физического факультета делится со мной своими «социально-экономическими» соображениями: плата-де за проживание студента-бюджетника 75 рублей, то есть четверть обычной стипендии (повышенная – вдвое больше). Спрашиваю: «Как же вы живете на такие деньги?» Смеется: «А никто на них и не живет! Все подрабатывают». – «А где?» – «Кто где может. Хорошо зарабатывают крупье в казино. Но попасть на такое место непросто. К тому же после ночи работы нет сил идти на занятия. Некоторые девушки устраиваются официантками. Там тоже неплохо – чаевые дают».
Позиция студентов понятна: на госстипендию не прожить, а потому если можно на чем-то «сэкономить», на этом экономят. Одна из «статей экономии» – плата за общежитие. Государство, мол, не обеднеет. При этом никто, с кем мы разговаривали, не считал, что в принципе за жилье платить не нужно. Да и плата в 75 рублей – чистая символика. На рынке жилья за такие деньги комнату не найти на одну ночь.
Жилье сейчас вообще стоит дорого. Даже в общежитии, где проживают по трое-четверо в комнатах, его себестоимость, как мне сообщила помощник проректора по внеучебной и социальной работе Неля Новомировна Филиппова, с апреля составляет 325 рублей. Студенты-бюджетники за место в общежитии платят менее 25 процентов. Остальное доплачивает государство.
Из-за чего же вышел весь сыр-бор? Дело в том, что основные должники – платники. Это те, например, кто не прошел конкурс на вступительных экзаменах в университет и решил учиться за деньги. Они-то и считают теперь, что несправедливо платить и за обучение, и за проживание. Чем они хуже бюджетников? Живут ведь в одинаковых условиях. Их тоже понять можно: чьи-то семьи скребут буквально по сусекам, чтобы чадо училось в вузе. А тут еще почему-то за жилье плати втридорога...
Неудивительно, что напоминание о приказе 2001 года у многих должников вызвало возмущение. В приказе том шла речь об отчислении из вуза за долги по общежитию. Многие, особенно старшекурсники, струхнули. Кто-то поспешил заплатить. Одна студентка с юридического факультета внесла в кассу около пяти тысяч. Но началась буча, и сейчас она жалеет: вдруг ребята отсудят долги? Вдруг что-то изменится в оплате, и государство распространит дотации также на платников?
Но нашла коса на камень. В руководстве университета сетуют: федеральный бюджет не давал средства на социальную сферу. Даже на ремонт общежитий деньги поступали только в последние два года. Сейчас общежитие ремонтируется поэтажно. То есть где пострашнее, где уже с потолка сыплется, там и работают. Начали с девятого этажа. Вот и телевизор в холл купили. Не сегодня-завтра будет конкурс объявлен среди подрядчиков. Видимо, разворачивается серьезный ремонт.
В обязанности Нели Новомировны вменили отслеживать платежи. Сейчас она вместе со студсоветом решает вопрос: а не разработать ли положение, чтобы ребята платили, допустим, за полгода вперед? Ведь у молодежи постоянно не бывает то времени, то денег. Последнего, наверное, нет чаще.