Происходит это так. Учителей поодиночке вызывают в пустой класс, и там Ирина Ивановна разговаривает с каждым лицом к лицу. О чем? Тайна сия велика есть.
Однако же спросить новому директору своих собеседников, не сомневаемся, есть о чем. Скандальный повод для смены директора в 70-й обсуждает сейчас, можно сказать, весь город – учителя, родители, сами выпускники.
Официальная версия такова. Шести претендентам на медали учителя втихую устроили повторный письменный госэкзамен по литературе и русскому языку – позволили переписать выпускное сочинение. Произошло такое, говорят, впервые в истории ярославского образования.
Бдительный аноним сообщил об этом по телефону куда следует, а именно в управление образования Ярославля. Специально созданная буквально за считанные минуты инспекторская комиссия нарушителей закона об образовании и неписаного кодекса чести учителя накрыла с поличным. Расправа последовала незамедлительно. Приказом начальника управления Александра Прямицина директор школы Галина Микрюкова была немедленно уволена.
Во впечатляющем кратком телевизионном «ток-шоу» Александр Федорович в нескольких сильных выражениях прокомментировал факт подделки выпускных работ. Вот, казалось бы, и все.
Но минуточку. Заискрило-то ведь хоть и впервые, но вовсе не на пустом месте, как всегда и бывает с короткими замыканиями. Разве кому-то до сих пор не ясно, что со времен советского народного образования выпускные «золото» и «серебро» содержат изрядный процент примесей из металлов, отнюдь не драгоценных, и что не все медалисты оправдывают потом эти полученные на пороге школы награды?
Доморощенной практики вытягивания за уши будущих медалистов давно, не правда ли, никто не скрывает. «Ковать медали» начинают класса с восьмого, а то и раньше.
В этот процесс, цивилизованному школьному делу неведомый, неминуемо включаются родители. Реноме своих отпрысков поддерживают они кто чем может – чаще всего дарами школе, далеко не всегда чистосердечными.
Как нам сказала член жюри конкурса «Учитель года» профессор педуниверситета, постоянный автор «Северного края» Татьяна Злотникова, хуже всего, что в стрессовую ситуацию вокруг раздачи медалей поневоле попадают и сами дети. От них требуются не столько знания, сколько – в самых разных проявлениях – бесконфликтное поведение ради «хороших отношений» с учителями.
Так что, добавим от себя, не будем удивляться тому, что главным жизненным уроком из этой некрасивой истории станет для кого-то из учителей, увы, расхожая премудрость: «Не умеешь жульничать, не берись».
Когда мы попробовали поговорить на эту тему с новым директором 70-й школы, Ирина Ивановна, ничтоже сумняшеся, дала нам от ворот поворот. Переадресовала все наши возможные вопросы учредителю – в управление образования: мол, там все знают.
В таком жестком следовании субординации, наверное, нет ничего плохого. Но неужели, подумалось нам, не о чем было Ирине Ивановне потолковать просто по-человечески? Речь ведь идет о завтрашних судьбах, ну хотя бы этих шестерых выпускников. Как-то им сейчас, ставшим невольными участниками скандала?
Пришлось чуть притормозить перед директорским столом. Хотелось услышать от нее главное: дескать, первым делом попросим прощения у детей, а затем уже займемся всем остальным. Но нет, не услышали мы такого обещания.