Саша появился на свет в селе Митриево Устьянского края, что затерялось в бескрайних лесах Архангельской области. Но детские годы прошли в расположенном неподалеку поселке Кизема. Это поселение возникло вокруг железнодорожной станции при строительстве железнодорожной магистрали Вологда – Воркута. Строили в основном заключенные, немецкие военнопленные.
Вся жизнь в поселке была сконцентрирована вокруг железной дороги. Там же работали и родители Александра: отец был машинистом крана, занимался погрузкой угля в тендеры паровозов, мама трудилась сцепщиком вагонов. Возвращаясь мысленно в прошлое, Александр Адольфович так характеризует свою семью: «Это была обычная рабочая семья. Жили небогато, в постоянном труде».
Пример родителей всегда был перед глазами. Они не то что бы строжили своих детей – Сашу и его сестренку, но сам их образ жизни – кропотливый, размеренный, постоянный труд – исподволь заставлял детвору в меру своих сил помогать взрослым. Чистить снег, колоть дрова, про мытье посуды я даже не говорю – все эти мелкие, но необходимые ежедневные заботы по дому были Сашиной обязанностью. Отлынивать от них ему в голову не приходило.
Семья Ипатовых держала и корову. В те годы без домашнего хозяйства было трудно прокормиться, несмотря на то, что семья не бедствовала, достаток имела средний. Сашиной обязанностью была и заготовка кормов для коровы. В богатых лесных краях скотину кормили не только травой, но и листом, в основном осиновым. Отец сделал Саше маленький топорик, вооружившись которым мальчик отправлялся в лес. Две-три вязанки осиновых веток – таков был его ежедневный вклад в коровье меню.
Школа в поселке была ведомственная, железнодорожная. По масштабам небольшого поселка – достаточно крупная . Разбросана она была по нескольким зданиям. Первоклассники учились в переоборудованном бывшем бараке. Здание было не приспособлено для учебы, в весеннее половодье под партами проступала вода. Потом малышей переводили в другое здание, уже деревянное, где они учились до 4 класса, и лишь потом они переступали порог настоящей школы – «супершколы», по словам Александра Адольфовича, расположенной в просторном двухэтажном здании. Однако главным в учебном процессе были, разумеется, не сами школьные стены, а очень сильный по сельским меркам педагогический коллектив. Многих своих учителей Александр Адольфович помнит и сейчас, с благодарностью отзывается о классном руководителе Наталье Константиновне.
И в школе, и дома ребят настраивали так, что учеба для них – это главное дело в жизни. Серьезным воспитателем была и сама окружающая жизнь. Что тут скрывать – многие в поселке прилично выпивали. И с малолетства откладывалась в голове простая истина: кто остается в поселке, жизнь у того, как правило, не складывается. А для того, чтобы чего-то добиться в жизни – надо хорошо учиться. Саша и учился, как говорится, не за страх, а на совесть.
Однажды, правда, ему крепко досталось от отца. Заигрался с мальчишками, катаясь на льдинах во время ледохода, и в школу примчался к третьему уроку. Разговор тогда с отцом был серьезный. И попало ему вовсе не за то, что рисковал жизнью, прыгая по льдинам, а за то, что пропустил целых два урока. «Учеба – это работа, которая тебе поручена, – внушал ему отец, – а выполнять свою работу ты должен со всей ответственностью». Больше таких проступков Саша не совершал. Итогом такого прилежания стала заслуженная серебряная медаль.
Мальчишки всегда что-нибудь придумают, будь ты хоть отличник, хоть двоечник. Вот и Саша, когда уже учился в старших классах, с друзьями всерьез готовился к походу…на БАМ. Походы по ближним местам уже не удовлетворяли юных следопытов. Дело было поставлено серьезно – изучали карты, запасались продуктами. «Заговор» несостоявшихся путешественников был раскрыт совершенно случайно. Однако, положа руку на сердце, стоит сказать, что ребята не очень и расстроились, так как в глубине души каждый из них не очень верил в реализацию задуманного. К слову, один из этой компании все-таки реализовал в будущем свою страсть к путешествиям – стал геологом, наверное, побывал и на БАМе.
К теплым воспоминаниям детства относятся и праздники. Жили в поселке дружно, гуляли по очереди то в одной семье, то в другой. Был даже такой праздник, как День улицы. Причем уст-раивался он не по разнарядке сверху, а по велению души. Приходился День улицы, как правило, на весну. Сначала все дружно наводили глянец на свои дворы, потом подметали-обихаживали улицу... А в завершение начиналось традиционное широкое гулянье, с раздольными русскими песнями под гармошку, с азартными плясками. И по сей день те коллективные сельские гулянья кажутся Александру Адольфовичу «эталоном» настоящего праздника.
...Начиная с 9-го класса, Саша Ипатов начал серьезно готовиться к поступлению в институт. Разослал письма по разным столичным вузам – Харьковский авиационный, Рижский политехнический, Московскую «бауманку», засел за учебники. Удивительно, но комплекса провинциала, мальчишки из глубинки ни у Саши Ипатова, ни у его одноклассников не было. Они твердо были уверены, что будущее зависит только от них самих – «молодым везде у нас дорога...». Собственно, так и получилось. Саша легко за компанию с другом поступил в МГУ на геологический факультет, проучился там целый год. А когда его однокурсники отправились в Крым на практику, Саша понес документы в МВТУ, знаменитую «бауманку» – понял, что геология – не его стезя...
– Как вы считаете, детство во многом повлияло на вашу дальнейшую судьбу?
– Безусловно. Но чаще я думаю о другом: сумел ли я все то хорошее, что дали мне родители, воплотить в своих детях...