в 1957 году, поведала статья «Сосланный институт», опубликованная в «Северном крае» 6 января этого года. Оказывается, у нашей газеты и в Приморском крае есть читатели. На днях в редакцию пришло письмо из Владивостока от Галины Божко.
«До нас, бывших ярославцев, теперь дальневосточников, дошла ваша статья о событиях 1957 года, – пишет Галина Васильевна. – Многие из наших студентов тогда не смогли жить вдали от родных волжских берегов и при первой возможности вернулись в Ярославль.
Трудно было привыкать к новому во всем: климату, говору, быту, жизни без родственников, недостатку кислорода в здешнем воздухе. А многие как-то прижились, приросли к Приморскому краю, его красотам: сопкам, тайге, океану. Обзавелись семьями, работали, растили детей. Пока были молоды, могли слетать домой к родителям, копили деньги на дорогу, отказывая себе во многом, лишь бы побывать дома. Мужья наших студенток, приморские парни, понимали нашу тоску по родным местам, но сниматься и ехать из Уссурийска в Ярославль, как супруги Двоенко или Федотовы, о которых вы написали, не могли. Так мы и остались здесь. Теперь пенсионеры, обросли еще и внуками. Это уже приморское поколение. Их не сдвинешь с места. Да и на что ехать.
Цена на билеты на поезд от Владивостока до Москвы в 3 раза больше размера нашей пенсии.
Хорошо, хоть вы нас вспомнили, а то действительно – вроде бы как сослали и забыли. Сосланным по-настоящему и их детям хотя бы льготы есть, а у нас нет и того. А как хочется хоть одним глазком взглянуть на нашу Волгу, побродить по Ярославлю, побывать у немногих оставшихся в живых родственников».
Письмо Галины Божко (Соколовой) на этом не заканчивается. Она пишет о судьбах своих однокурсников. Это тот курс, который отправили на Дальний Восток сразу после зачисления в Ярославский сельскохозяйственный институт. Всего из ярославцев-первокурсников 1957 года в Уссурийске после окончания Приморского института остался 41 человек. Все они поддерживали друг с другом связь, собирались, дружили семьями. Некоторые впоследствии все-таки уехали, иных уже нет на этом свете. Осталось 9 человек.
Возможно, ярославским родственникам будет интересно узнать об их судьбах и о том, как они живут сейчас.
Галина Васильевна с подругой Ниной Федерко (Колчиной) не только учились. Полуголодное существование на одну стипендию их не устраивало, а родные не всегда могли прислать перевод. Поэтому работали на кафедре земледелия и почвоведения лаборантами. Преподаватели уезжали домой, а они оставались. (На присланном из Владивостока снимке Галина и Нина вместе со студентами кафедры сфотографировались во время проводов в Ярославль в 1958 году преподавателя почвоведения Колесова.)
У Божко и Федерко мужья из местных. По окончании вуза были распределены по хозяйствам, молодые жены уехали с ними. Поскольку двух агрономов в совхозах не требовалось, работали учителями биологии в школах. Галина Васильевна закончила еще и пединститут в Уссурийске и 40 лет проработала преподавателем. Федерко впоследствии перешла на работу агрономом в подсобное хозяйство УВД и оттуда ушла на пенсию. Старшим научным сотрудником в биолого-почвенном институте Дальневосточного научного центра до сих пор работает их однокурсница, кандидат наук Нина Воронкова (Денисова). В Уссурийске живет кандидат наук Галина Мусина, она была завкафедрой физиологии растений Уссурийского пединститута, Дина Маврина – экономист в совхозе «Александровский» Спасского района, Николай Красников – главный агроном совхоза «Сибирцевский», Нина Курмышева – экономист краевого управления сельского хозяйства, Татьяна Новожилова – начальник планового отдела администрации поселка Славянка Хакасского района, Вячеслав Кузьмичев – начальник управления сельского хозяйства в Петропавловске-Камчатском.
Пусть их родные и близкие, друзья детства узнают, что наши земляки достойно прожили жизнь в далеком краю.
Письмо Галина Васильевна сопроводила стихами:
Далеко от любимой столицы,
Где над Родиной солнце встает,
На далекой восточной границе
Институт наш приморский живет.
В Ярославле родился когда-то,
Но однажды в назначенный срок
С Волги тронулись парни,
девчата
На неведомый Дальний Восток.
Нас приморские ветры ласкали
И дожди проливали порой,
Но сквозь трудности мы
вырастали.
Уссурийск стал для всех нас
родной.