Из Бразилии вернулась группа волковцев – участников Чеховского фестиваля, представивших нанем спектакль «Три смешные истории олюбви» («Предложение», «Медведь» и один акт спектакля «Платонов»). Своими впечатлениями опоездке делится сегодня с читателями «Северного края» директор театра, народный артист России Валерий Сергеев.
Мы побывали во многих странах мира, и нас принимали радушно и доброжелательно в Европе, в Египте, но такого приема мы не ожидали от бразильцев. Мы были гостями двух городов – Рибейрао Прето и Араракуара (что в переводе с индейского наречия означает: «Там, где всегда солнце...»). Апрель в Бразилии – пик жаркого лета. Температура воздуха за 30 градусов, а на солнце и все 50.
На Чеховском фестивале были представитель нашего Росзарубежцентра, известные бразильские театральные критики и члены жюри фестиваля, представлявшие высшие театральные круги страны. Мы тоже были как бы членами жюри, так как нас просили рассказать о впечатлениях прямо на публике. Первые спектакли вызвали у нас легкий шок – не от актеров, а в основном от режиссуры, стремления представить Чехова через эксцентрику эротики. Фактически фестиваль был посвящен раннему Чехову, Антоше Чехонте. Один бразильский «Медведь» был сыгран в традиции, близкой к Чехову. У нас школа, у нас психология иная, природа другая, мы знаем предмет. Бразильские актеры очень характерные, и бог знает, что порой наворочено в постановке. Все спектакли на фестивале бразильцы играли в одной декорации – пять окон в разных ракурсах и стулья. Это был смотр маленьких театральных компаний, частных театров, играющих антрепризы.
У нас был «Платонов», мы играли первую часть спектакля – в декорациях, с музыкой и постановочно выстроенным светом. Мы постарались воссоздать то, что называем чеховской атмосферой. Зал аплодировал стоя, кричали «Браво!», не отпускали. Критики дали очень высокую оценку нашему спектаклю.
В Бразилии нет драматического театра. И актеры, отыгравшие антрепризу, разбегаются, ищут новый проект. Поэтому у них такая тяга к русскому театральному искусству на стационарной основе. Там нет режиссуры, нет того, что мы называем «школой» драматического искусства. Вот почему руководители UniversidadCOC в Рибейрао Прето и мэр города выдвинули предложение – создать на базе ярославского театра и театрального института своеобразный филиал высшей русской театральной школы. С нашими реалистическими традициями, которые сейчас понастоящему ценятся в мире, с углубленным психологизмом. В университетах Бразилии есть театральные факультеты, существует определенная базовая возможность дальнейшего обучения.
Заслуженный артист России Валерий Юрьевич Кириллов, профессор Вячеслав Сергеевич Шалимов и я дали несколько мастерклассов в университетах городов, где мы побывали. Ребята подготовлены к жизни на сцене, к сценическому бытию, обнаружили огромное желание заниматься своим делом – я не наблюдал такой жадности к работе на сцене у наших студентов. Материал удивительный – открытая природа, распахнутая душа человека. Жара на солнце все 50, а бразильцы человечески еще жарче. Мы разыгрывали с ними этюды на самые разнообразные темы. И языковых границ не существовало. Прощаясь, наши новые друзья плакали, нисколько не стесняясь своих чувств.
Я привез договор о наборе 35 студентов. Конкурс на поступление будет объявлен на всю Бразилию. 1 февраля курс приступит к занятиям. Мы сформируем команду: два педагога по мастерству актера, специалист по сценической речи и педагог по сценическому движению. Первый набор будет осуществлять Валерий Кириллов. Мы заинтересованы в том, чтобы наша театральная школа открылась в Бразилии. Это событие и для них, и для нас. О создании школы знает и новый министр культуры РФ Александр Соколов, обещает поддержку.
На будущий год нас пригласили в СантаКатарину – бразильский штат на границе с Аргентиной. Ведутся переговоры о возможности приглашения небольшой группы бразильских актеров со спектаклем на Волковский фестиваль. Мы их с удовольствием примем.
Бразильцы намерены пригласить нас на второй и третий Чеховские фестивали.
В Араракуара, городе, расположенном в ста километрах от Рибейрао Прето, мы сыграли два спектакля и по предложению мэра Араракуара провели мастерклассы для 250 учащихся театрального колледжа при университете. Спросили, кто желает участвовать в этюде. Все 250 пожелали! У наших студентов нет такой отзывчивости. Бразильцы совершенно свободны, никакой зажатости, хорошо мыслят. Играли потрясающие этюды вместе с нами. Еще мы сыграли благотворительный спектакль для малообеспеченных в городе Бояджеа на Атлантическом побережье.
Мы очень похожи и должны дружить. У молодежи, у среднего поколения сейчас возвращается тяга к русскому искусству.
Другие впечатления от Бразилии очень пестры. Здесь автомобили ездят на чистом спирте, экологически это превосходно. Возможно ли это в России, сомневаюсь.
У нас не было свободной минуты. Мы были в национальном музее, знакомились с историей Бразилии. В городе Араракуара мы жили на фазенде. Это старинная усадьба, владения кофейного плантатора.
В Араракуара нам показали заповедник, где живут дикие обезьяны. Среди бесконечных плантаций сахарного тростника осталась часть джунглей – национальный парк десять километров на десять. Лес, дорога среди мощных деревьев, густые заросли, лианы. Мы неторопливо шли по дороге. Минут через двадцать слева и справа возникли десятки любопытствующих обезьян. Сначала пришли старшие. Они рассматривали нас, поняли, что мы дружелюбны. Взрослые освоились, и дети моментально доверились. Потом эти маленькие человечки стали с нами общаться, мы угощали их орехами, бананами. Они чтото рассказывали нам о своей жизни, а мы им – о нашей, бродячей и непредсказуемой...
Беседовала Маргарита ВАНЯШОВА.