Юлия по гороскопу Близнец. Сколько сугубо «близнецовых» закавык в ее жизни, наверное, одни звезды только и знают. Любимые цвета у нее белый, черный и еще красный – не соскучишься. Учится в математической школе, а математику, педагогично выражаясь, сильно недолюбливает. Не было случая, чтобы юная примадонна отказалась от чего-нибудь вкусненького, а вот кухонную готовку она органически не переваривает. «Я и плита – вещи несовместные», – может она продекламировать почти пушкинским слогом.
Как она рассуждает о влиянии звезд на собственную жизнь – вообще заслушаешься.
– Нас двое, – в уверенности, что ее правильно поймут, любит Юлия слегка поморочить голову друзьям-приятелям или даже своему наставнику по вокалу, директору «Канцоны» Виктору Дмитриевичу Минакову. – Мы, «близнецы», часто противоречим друг другу. Помирить нас способны только музыка и пение, где мажор с минором всегда так замечательно между собой ладят.
Юлия – феномен, загадка природы, во всяком случае, именно так о ней говорят специалисты. Голос у нее в пятнадцать лет, с большим опережением природных сроков, бархатное меццо-сопрано такой красоты и звучности, что по настоянию Виктора Дмитриевича в хоре она теперь поет только соло. И никто больше не делает ей обидных замечаний, как частенько бывало прежде: «Пой, пожалуйста, потише».
Впрочем, понимает она, что обижаться на хор и хормейстеров бессмысленно и даже безнравственно. Ведь это они научили ее «понимать» дирижерскую руку, слышать партнеров. Настало время научиться слушать и контролировать себя без посторонней помощи. Усиленно занимаются с Виктором Дмитриевичем сверх всяких программ сольфеджио. Книжки о вокале по очереди читают, стараются не пропустить вокальные вечера в Собиновском зале, оперные спектакли по телеканалу «Культура».
К чему директору хоровой школы столько хлопот плюс к многочисленным основным? Задавать ему такой вопрос мы из деликатности не стали. Минаков объяснил это сам. В юности подумывал о карьере певца, но судьбе было угодно сделать его валторнистом в симфоническом оркестре, затем хоровым педагогом, основателем знаменитой теперь «Канцоны». Выходит, что его нынешний интерес к академическому сольному пению – что-то вроде возвращения к несбывшейся мечте собственной молодости.
Своих взрослых мыслей, чувств, а тем паче амбиций по такому поводу ученице он ни в коем случае не навязывает. Но она и сама начинает понимать, что через полтора года не худо бы «замахнуться» если не на консерваторию, то на какие-нибудь подготовительные курсы в ее стенах.
Отношение к конкурсам у нее, с подачи все того же Виктора Дмитриевича, рассудительное, если не сказать профессиональное: для голоса полезно и характер певца в «борьбе» закалять. Знающие люди уверяют: для нервной профессии оперного артиста такая закалка будет очень даже кстати.
Так что конкурсные азы Меннибаева старается усвоить раз и навсегда. Номера отбирают они не только по голосу, но и по возрасту и темпераменту исполнительницы – не спеши, Юлия, взрослеть. Соперники могут оказаться и сильнее тебя, или вдруг начнет строжничать жюри, или выпадет «несчастливый» номер на жеребьевке – сие от тебя, конкурсантка, не зависит. И потому при любой ситуации старайся выдать все, на что ты способна.
Еще больше годится подобный здравый подход для таких, с коммерческой составляющей, конкурсов, как «Серебряные голоса России» (цена участия 1700 рублей), где организаторы на всем экономят и прослушивания идут «без разгона» – по одному номеру на тур при том, что туров всего два.
Не спеши взрослеть – это правило, полезное и для голоса, и для здоровья вообще, годится не только для конкурсов. На репетициях с Юлией всякое бывает: предпростудная пора, магнитные бури, а то и просто не с той ноги встала. И ничего-то у них не выходит. Успеха добиться в такой день бывает необходимо, потому как оба понимают: положительные эмоции превыше всего.
Бывает, Юлию приглашают попеть на презентациях, на праздничных вечерах в «узком кругу». После обсуждения вопроса обычно вежливо отказываются, следуя той же неписаной заповеди: не спеши взрослеть. А вот до сольного концерта, судя по всему, Юлия Меннибаева вполне уже дозрела. Года за три сделали программу на пару отделений.
Ничего случайного или проходного в ней не найти. Есть оперные номера с музыкой, что у всех на слуху: из «Ивана Сусанина», «Евгения Онегина», «Фауста». Есть мировые хиты – романс «Калитка», «Дым» Джерома Керна. Есть то, чем Юлия взяла за живое жюри последних конкурсов: «Над полями да над чистыми», «Потеряла я колечко», испанское романсеро «Звездочки» Дмитрия Шостаковича. Найдется и такое, что в концертах вообще не исполняется: ария Петра из баховских «Страстей по Матфею».
Раньше всех сольную программу победителя конкурса «Серебряные голоса России» услышит сельская глубинка. У директора «Канцоны» есть договоренность об этом с коллегами из Данилова и Гаврилов-Яма.