Присутствующие при этом видят, как священник или архиерей благоговейно обмакивает кисточку в освященное миро и крестообразно помазует новокрещеному лоб, глаза, уши, ноздри, губы, грудь, руки и ноги. Совершая это, он всякий раз произносит слова: «Печать (то есть знак) дара Духа Святаго. Аминь». Во время совершения этого обряда освященное ароматическое масло, называемое миром, сообщает крещаемому силу благодати Божией, которая незримо, таинственно нисходит на нового члена Святой Церкви. Миро – это благовонное масло, обычно оливковое, которое смешивается с белым вином и содержит многочисленные, до 64 наименований, ароматические добавки. Оно приготовляется и освящается Патриархом всея Руси в сослужении других епископов во время Страстной седмицы, на литургии Великого четверга. Обычно чин мироварения патриарх совершает один раз в несколько лет, после чего освященное миро раздают на приходы. Тем самым благословение предстоятеля Русской православной церкви получает каждый, кто через крещение и миропомазание становится членом Церкви. Через миропомазание совершается освящение разума человека и всех его чувств: зрения, обоняния, слуха и т. д.; помазание груди, рук и ног указывает на будущие добрые наклонности его сердца, на благие дела и поступки его в жизни. При этом он получает, по выражению пророка Исайи, «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия». Произносимые священником слова «печать дара Духа Святаго» указывают, что миропомазание является зримым знаком действия Святого Духа, которым крещаемый присоединяется к Церкви и наделяется духовными силами. Но при этом надо помнить, что полученные во время совершения таинства дары Святого Духа могут удерживаться и оказывать свое освящающее действие лишь в том случае, если принявший крещение не оставляет Церковь, укрепляется в вере и стремится жить по заповедям Господним. Таким образом, дар Святого Духа должен быть не просто пассивно воспринят, но активно усвоен. Поэтому преподобный Серафим Саровский говорил, что «цель жизни христианина – стяжание (приобретение) Святого Духа». Но посмотрите, как много тех, кто, некогда получив святое крещение, ныне ведет жизнь, несовместимую с высоким званием христианина. И важно, чтобы родители и восприемники (крестные) сами имели веру и воспитали бы в вере свое дитя. Для этого за младенцев надо не только молиться, но и как можно чаще причащать их святых Христовых тайн. По мере взросления надо приучать ребенка к молитве, к чтению Святой Библии. Сегодня при храмах действуют воскресные школы, где наши дети, приобщаясь к вере, добру и милосердию, обретают тем самым действенную защиту от нарастающей эпидемии нравственного разложения. Суровая реальность жизни убеждает, что только православное воспитание способно уберечь дорогих нашему сердцу чад от повсеместной наркомании, детской преступности и алкоголизма, половой распущенности, сквернословия и курения. Ради этого необходимы действия Церкви, семьи и школы. Олег СЕНИН, магистр богословия.