Стали известны имена номинантов на престижную музыкальную премию Grammy, сообщает «Коммерсантъ». Похоже, 46-я церемония вручения Grammy, которая пройдет 8 февраля в Лос-Анджелесе, ознаменует полную и окончательную победу R,N,B, – американской музыки, представляющей собой трудную для привыкшего к простым мелодиям русского уха смесь фанка, хип-хопа и соула. Среди номинантов лидирует Бейонси Ноулс – шесть категорий, включая «Лучший сингл». По пять номинаций у Джастина Тимберлейка, Мисси Эллиот и Лютера Уандросса. Относительно наличия в списках номинантов на Grammy россиян можно было бы, как обычно, сказать фразу вроде «российские же музыканты традиционно присутствуют лишь в связи с достижениями в академической музыке». Сразу в двух номинациях – «Лучший альбом классической музыки» и «Лучшее исполнение инструментального соло в сопровождении оркестра» – фигурирует запись скрипичного оркестра Бриттена и концерта для виолончели Уолтона в исполнении Максима Венгерова в сопровождении Лондонского симфонического оркестра (дирижер Мстислав Ростропович). Также на соискание премии выдвинуты альбом произведений Прокофьева и Рахманинова в исполнении Михаила Плетнева и диск с произведениями Брамса в исполнении Евгения Кисина (номинация «Лучшее инструментальное соло без оркестра»). Но это еще не все. Начиная с прошлого года Россия преподносит Grammy сюрпризы. В 2002 году на премию за достижения в чисто американской музыке кантри претендовали жители города Обнинска – группа «Берингов пролив». А сейчас кроме академических номинаций русское имя надо искать в очень специфическом разделе «Альбом для детей в разговорном жанре». Там заявлена музыкальная сказка «Петя и волк», записанная в привычном варианте Сергея Прокофьева и в современной версии французского композитора Жан-Паскаля Бейнтуса с голосами актрисы Софи Лорен, экс-президента США Билла Клинтона и бывшего советского лидера Михаила Горбачева. Президент СССР читает на диске вступление к двум сказкам. На английском языке.
* * *
О книге «Белое на черном», премированной жюри Букера, и о ее авторе Гонсалесе рассказывает «Российская газета». С детства парализованный писатель напечатал книгу указательным пальцем левой руки. До этого он существовал в концлагере детдома и затем в аду дома престарелых, куда достигших совершеннолетия лежачих ребят отправляли умирать. Гонсалес прорвался – сейчас ему 35 лет, он живет в Мадриде, женат, двое детей. Внук секретаря испанской коммунистической партии, впервые увидевший свою мать взрослым человеком (в больнице ей сообщили, что сын умер), написал серию новелл о том, каково советским детям в инвалидном доме. Он всего лишь описывает факты. Например, пораженного ДЦП привезли в детдом и не дали инвалидную коляску – их просто там не было. Непрерывным криком и мычанием мальчик вытребовал толстую тетрадь, ручку, за две недели заполнил ее непонятными значками и добился, чтобы тетрадь переправили его матери. О плохом писать из детдома запрещалось, но рисунки посылать родителям было можно. Тетрадь передали. Через две недели в детдом привезли вдруг инвалидные коляски. Все потому, что тот мальчик написал маме первое в своей жизни письмо размером в толстую тетрадь: руки его не слушались, на каждую букву уходило по нескольку страниц. Но он надеялся, что мама поймет его – «здесь плохо кормят и не дают коляску». Мама поняла. Но несмотря на документальность, «Белое на черном» – это не просто голые необработанные факты. Книга написана с замечательной легкостью и мастерством – жестко, иронично, немногословно. У автора дар держать паузу и вовремя умолкать: звучит тишина, и даже самые душераздирающие истории не оставляют ощущения, что из тебя нарочно вышибают слезу.