Минобразования разъясняет: эти предметы требуют наличия природных талантов и индивидуальных способностей, таким образом «отметки не оценивают умение детей, а определяют их возможности», что, по мнению чиновников, негуманно. Безоценочная система для начала будет испытана в школах, участвующих в эксперименте по модернизации образования, в частности, московских.
Официальной реакции на министерское предложение от региональных комитетов пока не поступало. Но в большинстве школ его поддерживают: «Если ребенок старается, а у него не получается – слуха нет, силы или таланта рисования, за что ему ставить «тройку» и портить аттестат?» Нормативы по физкультуре – считают учителя – для многих детей просто невыполнимы. Директора рассчитывают, что теперь у них станет больше медалистов, которым, как правило, не по силам нужное число раз отжаться, подтянуться и на «отлично» пробежать кросс.
***
Согласовывать свои методы обучения детей с психологами предстоит учителям общеобразовательных учреждений, пишет «Московский комсомолец». Минобразования России подготовило для школ специальные рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению учащихся. Особое внимание специалисты обратили на переходные этапы развития и образования школьников: первые месяцы в первом классе, переход в среднюю школу, подготовка к выпуску. В начальных классах следует развивать в детях желание и умение учиться, их творческие способности, в средней школе – поддерживать их решимость в поисках идеалов, самоопределении, в старших – помогать выбрать профессию.
Чтобы выполнить все эти требования, педагогам понадобится помощь штатных школьных психологов, которым отведена роль координаторов. Зная индивидуальные особенности каждого ребенка, они должны способствовать учителям более эффективно выстроить учебный процесс. Кроме того, психологу предстоит работа с моделями «дети-дети» и «дети-родители». В первом случае специалист может помочь коллективу школьников органично сформироваться и избежать конфликтов.
В качестве примера можно рассмотреть такое игровое занятие для младшеклассников: каждый ребенок пытается представить, что у него в руке волшебная кисточка, а в другой – большая банка, наполненная теплым солнечным светом. Этим светом дети начинают закрашивать «ученика дня» (ребенка, который показал лучшие результаты в обучении и вел себя как хороший товарищ) с головы до ног, но не касаясь его, и при этом говорить ему приятные вещи, например: «Я рад, что ты учишься со мной в одном классе». Для налаживания взаимоотношений детей и родителей психологи должны будут вовлечь в события внутриклассной жизни пап и мам. Так взрослые узнают больше о своих чадах и научатся воспитывать их на своем собственном примере, а не только с помощью указаний и прочих насильственных методов.
***
Как учитель из провинциального городка Вязники Владимирской области удивляет земляков экстравагантными поступками рассказывает «Комсомольская правда». Геннадий Богаткин пешком практически не ходит – все бегом. В итоге набегал к своим 64 годам 136237 километров. Длина экватора – 40075,7 километра. Выходит, что Богаткин обежал земной шар 3,5 раза.
Сначала он бегал из родной деревни в соседнюю школу, потом в Вязниковский техникум. Окончив пединститут, стал бегать уже из Вязников в Сарыевскую школу преподавать русский язык и литературу. При этом вел подсчеты в дневнике, сколько и где намотал километров бегом и пешком.
Результаты пешей ходьбы у Богаткина скромнее – 80295 километров. В юбилейные годы окончания школы учитель непременно отправляет своим бывшим ученикам открытки. Однажды придумал поздравить с Новым годом жителей Сарыева. Написал 450 открыток, но почтальонша отказалась разносить такую кипу. Тогда Богаткин встал в 4 утра и доставил открытки каждому адресату собственноручно.