четверг 21

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 17 декабря 2004

Дорогу в космос проложил... «иван иваныч»

Свой профессиональный праздник отмечают солдаты и офицеры ракетных войск стратегического назначения. Этот элитный род войск в народе называют ядерным щитом Родины. Сегодня в гарнизонном Доме офицеров соберутся эрвээсэнщики. И ныне служащие, и те, кто в запасе или отставке, но до сих пор не изменил своей «генеральной» линии.

автор Валерий ПРОХОРОВ.

 

К примеру, полковник в отставке ракетчик Владимир Григорьев до недавнего времени преподавал на военной кафедре Ярославского технического университета, а сейчас он – начальник штаба ГО этого вуза. В карьере Григорьева много чего было. Владимир Иванович в пятидесятых здоровался за лапу с легендарными космическими собачками Лайкой, Белкой и Стрелкой, стоял в десяти шагах от Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года.

После занятий в Ленин-градском артиллерийском подготовительном училище десятилетку закончил уже в Москве. «Пороховая» составляющая школьного образования Владимира, видимо, скорректировала его биографию в дальнейшем.

– В сентябре 1954 года оказался я в Кашинском военном училище, которое готовило тогда техников-ракетчиков, – вспоминает Владимир Иванович. – Год – теория. Затем командировали в Капустин Яр, где в течение еще года изучали «живые» ракеты 8А-11, 8Ж-38. Это прототипы немецких ФАУ-1 и ФАУ-2, которыми еще Лондон во вторую мировую бомбили. Образцы из Восточной Пруссии были вывезены в СССР.

В сентябре 1956 года в звании техника-лейтенанта Григорьев с товарищами прибыли на Байконур в в/ч 11284. Вскоре группу ракетчиков отправили в подмосковные Подлипки, где молодые техники изучали технологическую документацию межконтинентальной баллистической ракеты с дальностью полета 10000 километров.

– В марте 1957-го возвратились на полигон в Казахстан, где и должны были проходить испытания ракет «дальнего следования», фактически потенциальных носителей ядерного оружия.

На полигоне царили беспрецедентные меры предосторожности. Флюиды суперсекретности буквально носились в степном воздухе. Было несколько площадок, в том числе стартовый испытательный комплекс, комплекс для испытания головных частей ракеты, другие... На каждую площадку полагался спецпропуск с хитроумными кодами. Ежеквартально брали подписку о неразглашении. За длинный язык – минимум пять лет тюрьмы. На полигоне господствовал сухой закон. В военторге из напитков – только кефир и лимонад. Пятая статья боевого Устава РВСН, между прочим, «гарантирует» лишение свободы от пяти лет за употребление спиртных напитков во время боевого дежурства. И это при том, что спирта на полигоне по регламенту было хоть залейся.

Тогда же начались сперва наземные стартовые, а в апреле и летные испытания ракетоносителей 8К-72 и 8К-74.

– Зачастил на полигон сам Королев, – вспоминает Владимир Иванович. – Сергея Павловича побаивались. В его присутствии никаких вольностей не дозволялось. Чувствовалось, готовится нечто серьезное. В мае 1957 года ракета, преодолев восемь тысяч километров, благополучно долетела до Камчатки, упала в районе населенного пункта Ключи.

Найденные после приземления бронекассеты доставили обратно на полигон для расшифровки. В газетах «Правда» и «Известия» появились сообщения: «Испытана межконтинентальная баллистическая ракета большой дальности».

– 4 октября 1957 года мы запустили искусственный спутник Земли, – будничным голосом сообщил Григорьев.

– И что вы лично поимели от этого?

– Первую в моем личном деле благодарность и 1500 рублей – премию от министра обороны.

А Григорьев после отпуска, где официально оформил супружеские отношения с бывшей одноклассницей Ниной Березиной, по возвращении в часть попал в крепкие объятия особистов, пронюхавших, что отец Нины Петровны служил в цар-ской армии, был награжден Георгиевскими крестами.

После триумфального запуска искусственного спутника работы на Байконуре прибавилось. А пока на полигоне появились вольеры с собаками. За Лайкой, Стрелкой и Белкой внимательно следил штатный ветврач. Собачек приучали к специальным жилетам, буквально напичканным всевозможными датчиками.

– Собачки все слетали успешно, а вот две обезьянки сгорели во время аварии. Потом стали мы запускать в космос «иван иванычей» – так называли муляжи, которые в точности копировали ростовые и весовые параметры человека.

Владимир Иванович в красках поведал, как все три «иван иваныча» более или менее благополучно приземлились на парашютах в Саратовской области. Не обошлось, правда, без курьезов. Отстреленный люк капсулы пробил крышу скотного двора и обломал рога нескольким коровам. Следующее приземление манекена закончилось печально для одной бабульки, которая сначала получила инфаркт, а затем отдала богу душу после попадания в ее огород парашюта с муляжом.

Известна история с многочисленными жертвами на космодроме, когда стоявшая на профилактике ракета взорвалась на земле. Тогда погиб маршал Неделин. Нашлась только кисть его руки, которую опознали по золотым часам.

Владимир Иванович, войдя накануне профессионального праздника в «космический раж», так и сыплет специфической терминологией: «маршевые, рулевые двигатели», «блок Е», «телеметрические станции слежения»... Попутно рассказал о сбитом Пауэрсе, «расшифровал» тайну тех давних официальных сообщений ТАСС, похожих, как близнецы: «Запущен сверхтяжелый спутник...»

– Это только часть правды, – комментирует полковник Григорьев. – На самом деле мы посылали спутники с Земли на Луну, Венеру, Марс, но по разным причинам двигатели последнего блока не удавалось запустить, и спутник до планеты не долетал.

Зато Владимир Иванович был свидетелем успешного старта в космос Юрия Алексеевича Гагарина. 11 апреля 1961 года состоялся на Байконуре митинг. Всех призвали к особой ответственности...

– Помню, мы тогда до последней минуты все не могли поверить, что полетит живой человек. Ведь кому, как не нам, было известно, что с ракетой может случиться всякое. Когда Гагарин поднялся на высоту многоэтажного дома и полез в ракету, стало жутковато. Это уже потом были слезы радости, искреннее ликование. Кстати, когда Левитан объявил по радио о том, что, дескать, первый человек побывал в космосе, Гагарин уже в течение нескольких часов находился на Земле. Примерно в том же месте, куда приземлялись бутафорские «иван иванычи». Мало ли что...

За участие в запуске в космос Гагарина телеметрист Григорьев получил... благодарность.

В Ростовском высшем артиллерийском инженерном училище Григорьева обучили рассчитывать траектории межконтинентальных баллистических ракет, получил он и специальность инженера-баллистика. Затем служил в Роменской дивизии, на базе ракет СС-20. Вместе с офицерами Лебединского полка Григорьев участвовал в парадах 7 ноября и 9 Мая в Москве, представляя РВСН.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • «Североход» кому-то нужен Как сообщил нам председатель совета директоров ОАО «Североход» (известная всем ярославцам обувная фабрика)
  • Уехал навсегда Трактор МТЗ-80 был нагло похищен в Любимском районе у СХПК "Восход". У места его последней стоянки остались
  • Колледж – наш второй дом Древний Ярославль готовится к своему тысячелетию. С каждым годом изменяется облик нашего города. Как