Лауреатом этой премии (в научном закулисье уже получившей панибратское название «алюминиевая кружка») за лучшую монографию 2004 года по профильной тематике стала профессор исторического факультета ЯрГУ имени Демидова Вера Викторовна Дементьева. Монография была выдвинута на конкурс редколлегией журнала «Вестник древней истории», о чем автора научного труда, очевидно из скромности, не проинформировали. Посему и высокая оценка, и не менее приятный денежный эквивалент лауреатского звания стали для Веры Дементьевой полной неожиданностью. Работа ярославского историка называется «Децемвират в римской государственно-правовой системе середины V века до н. э.» и посвящена особой структуре высшей исполнительной власти ранней Рим-ской республики.
– Вера Викторовна, для непосвященных самое непонятное слово в названии вашего труда – «децемвират». Как это будет «по-русски»?
– Это десять ученых мужей, входящих в коллегию, которая создала законы двенадцати таблиц. Поскольку юридическое образование сейчас в моде, то о законах известно уже многое, а вот сам орган власти – децемвират – до сего дня был обойден вниманием ученых, оставался в тени.
– Ваш труд носит чисто научный характер или может иметь какое-то прикладное значение?
– В первую очередь, конечно, это академический труд, и рассчитан он был изначально на узкий круг специалистов. Что же касается прикладного характера, то античные государственные правовые нормы, несмотря на тысячелетнюю историю, не стали ни обветшавшими, ни архаичными. В каком-то смысле урок античности всегда актуален.
– Но, к примеру, если у нынешних политиков дойдет дело до прочтения вашего труда, смогут они что-нибудь почерпнуть для себя?
– Они, безусловно, повысят свой образовательный уровень, что уже хорошо. Возможно, узнают для себя много нового – что такое публичная власть, в том числе и исполнительная.
На написание этой книги у Веры Дементьевой ушло без малого десять лет. Правда, она упомянула вскользь, что параллельно писала еще пять книг, но все-таки... Почему выбор жюри пал именно на эту монографию, Вера Викторовна затрудняется ответить («труд-лауреат» – не самое любимое ее детище и не самое трудоемкое по исполнению). Полагает, что внимание жюри могла привлечь предложенная ею теория римской чрезвычайной власти. А вот вопрос о том, почему сфера ее научных интересов залегает столь глубоко в древности, не вызвал ни малейшей заминки.
– Я считаю, что вся мировая культура, в том числе и политическая, базируется на античных образцах. Чем больше мы теряем связь с античностью, тем больше деградирует общество. Поэтому, естественно, если вымрут все антиковеды, то перспектива нашей цивилизации печальна – общество вернется в пещеры. Античность – колыбель европейской истории. Мы все вышли из римского права с точки зрения реализованных отношений в политике, в общественной жизни.
Написание подобных научных трудов – тяжкий труд. Человек, который решается по-святить себя академической науке, автоматически лишается многих радостей жизни. Поэтому в последнее десятилетие профессор Вера Дементьева не знает ни выходных, ни отпусков. Летом подъем в четыре утра, зимой позволяет себе понежиться до шести. И – за работу. Ни дня без строчки – эти затертые от многократного использования слова для ярославского историка – принцип жизни.
Одним из приятных моментов, сопутствующих лауреатскому званию, стало приглашение на должность ведущего научного сотрудника в Академию наук. Однако и здесь не все так просто. Вера Викторовна считает себя «крайней» патриоткой Ярославля и родного университета, который некогда окончила. Но для того, чтобы профессор-антиковед и впредь работала по своей специальности в этом университете, вуз должен развиваться как классический. Тяготеющее же над высшей школой финансовое бремя вынуждает ее отступать от канонов классического образца, открывать прикладные специальности, для которых большая наука не является базой образования. И если университет будет утрачивать свою классическую грань, то таким специалистам, к коим относится Вера Дементьева, придется искать другое место работы, чего Вере Викторовне категорически не хотелось бы.
Однако надежда на лучшее всегда остается. Вот и администрация области в унисон с «алюминиевыми королями» проявила интерес к античности, выделила профессору Вере Дементьевой (на троих, со студенткой и лаборанткой) губернаторский грант на научные исследования. Может быть, вслед за бизнесменами большой руки и первыми лицами области университетское руковод-ство обратит благосклонный взгляд на античную историю – кафедру по профильной тематике наконец откроет.