четверг 21

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 12 ноября 2004

Юрий НОВИКОВ: «Правила приема пока не изменятся»

Расширенное заседание правления Российского союза ректоров прошло в стенах МГУ. Оно было посвящено обсуждению концепции реформы высшей школы. На нем выступил министр образования и науки России Андрей Фурсенко. Об основных итогах заседания – в нашем интервью с председателем совета ректоров области, ректором Ярославской медакадемии, академиком РАМН Юрием Новиковым.

 

– Юрий Васильевич, пока что реальные плоды реформы высшей школы мы видим исключительно в том, что идет сокращение числа вузов. Об этом что-то говорили на встрече?

– Да, с этого и начали. Общепризнанным является факт, что пока еще высшая школа в России сохраняет свои позиции, у нас готовятся квалифицированные кадры во всех отраслях. Но, несомненно, беспокоит огромное число вузов и студентов, в результате чего качество образования постепенно снижается. Как грибы после дождя, в регионах появляются филиалы высших учебных заведений, чем возмущены и министерство, и общество. Однако министр отметил, что ректоры сами же и дают согласие на открытие филиалов. Действительно, для создания коммерческого вуза в регионе помимо множества бумаг необходимо согласие местной администрации и совета ректоров. Мы пришли к выводу, что нужно повышать требования к вузам и филиалам.

– Какие-то конкретные меры предлагались?

– Более внимательно проверять документацию, непременно выделять представителя от совета ректоров для анализа работы будущего учебного заведения. Однако не все и не всегда так серьезно к этому делу подходят. Вот, например, не успел я приехать из Москвы, как меня атаковали и начали просить ускорить процесс лицензирования и открытия филиала одного из вузов в Рыбинске. Когда узнали, сколько бумаг для этого предстоит оформить, возмутились: много волокиты, зачем все усложнять! Ну а как иначе?

Именно поэтому и усиливается контроль за аттестацией, аккредитацией, лицензированием. Если учебное заведение не выдерживает требований, то его либо закрывают, либо понижают статус. Сегодня у нас есть университеты, академии и институты. Если по каким-то показателям вуз недобирает до статуса, например университетского, его могут понизить до академии.

– А каковы критерии?

– Их около 20. Например, университет – это многопрофильная высшая школа, где большое количество факультетов, развита научная деятельность.

– Конкретные примеры закрытия вузов уже есть, и они всем известны. А что касается ярославских учебных заведений, могут ли они попасть в «черный список»?

– Государственные нет. Они почти все прошли или проходят сейчас комплексную оценку деятельности. Не грозит им и понижение статуса. А вот филиалы пострадают – пожалуй, некоторых наша область лишится.

– На качество образования специалистов влияет и довузовская их подготовка. Как-то будут меняться правила приема в вуз?

– Правила приема существенно меняться не будут. Хотя, если честно, многих моих коллег смущает большое количество медалистов, которых школы дают нам в последние годы. Например, на совете присутствовал мой коллега из Самары – тоже председатель совета ректоров. Так вот, он сказал мне, что нынче у них было рекордное количество медалистов – более 400. Впрочем, их немало и у нас – свыше 200.

– Так медали могут вообще отменить?

– Вопрос стоит так: или отменить медали, или отменить льготы медалистам. Но я не думаю, что это правильно. Например, что касается Ярославской области, то у нас ребята, получившие медали, достойно сдают экзамены. Ежегодно к нам в медакадемию поступают до 20 золотых медалистов, и большинство из них, как положено, сдают один экзамен. Поэтому мое отношение к ним положительное. Впрочем, данный вопрос еще будет обсуждаться. На текущий учебный год статус медалиста сохранится, а в будущем посмотрим.

– Эксперимент по ЕГЭ будет продолжаться?

– Непременно. И следует отметить, что в ректорской среде отношение к единому госэкзамену очень спокойное. Страсти поулеглись, силового давления нет – там, где процесс отработан, он будет продолжаться. Однако сейчас поощряются другие формы оценки знаний, параллельные ЕГЭ, – олимпиады, конкурсы, которые проводят вузы для будущих абитуриентов.

– Юрий Васильевич, вернемся к вопросам будущего высшей школы. Реформа должна была коснуться и собственности вуза...

– Да, вопрос приватизации – один из самых животрепещущих. И сразу хочу успокоить читателей: на заседании было объявлено, что вузы по-прежнему остаются государственными.

– А как насчет объединения их под одной крышей? Министерство образования собиралось взять вузы на свое содержание.

– И это тоже сняли с повестки дня. Все останется как и прежде – каждый вуз при своем ведомстве.

– Таким образом, получается, большинство поправок в закон о высшем образовании, вызывавших наибольший ажиотаж у ученых, просто отменили. А какие острые вопросы еще были разрешены?

– Вопрос о платности образования. Государственное бесплатное образование есть и будет. Кроме того, вузам разрешили зарабатывать средства и тратить их на учебные дела. В планах было запретить учебным заведениям сдавать свои помещения в аренду. Но власти поняли, что это означает перекрыть нам кислород совсем. Вузы финансируются на 50 процентов, поэтому необходимо иметь возможность самим зарабатывать деньги.

– Ходят слухи, что к нам вернется советская система распределения молодых специалистов. Ожидать ли этого и как скоро?

– Действительно, беспокоит несоответствие количества молодых специалистов их концентрации по регионам. Однако мое мнение – равномерность рассредоточения квалифицированных кадров по регионам невозможна, и основная причина тому – низкая заработная плата. Даже жильем не заманить молодого специалиста, если он знает, что он не сможет содержать семью. Пока эта проблема не решится, возврата к распределению не будет. Хотя вопрос, и это надо признать, стоит очень остро. Человек пять лет учится вроде бесплатно. Но на самом-то деле не бесплатно, деньги за него платит государство. И было бы справедливо отработать их. На мой взгляд, надо развивать систему государственного кредитования, систему договоров.

– Вот система договоров как раз и не действует. Выпускник вуза либо находит лазейки в законодательстве и вообще отказывается от своей обязанности отработать указанный срок, либо зарабатывает необходимую по договору сумму в другой, более прибыльной сфере и вскоре выплачивает долг. Но по профессии-то все равно не работает.

– Однако если более разумно составить договор, то специалист обязан будет поехать и отработать три года. Или выплатить долг за обучение в полном объеме. Есть еще система госкредитования: если человек не прошел по конкурсу в вуз, он берет ссуду в банке на обучение и затем должен государству ее отдать. Эта система очень эффективно действует в Москве. В столичном медицинском вузе в 2004 году состоялся первый выпуск специалистов, которые будут отрабатывать в регионе по специальности три года. Так столица пытается решать вопрос обеспечения медицинскими кадрами.

На заседании ректоры высказали пожелание руковод-ству министерства при реформировании образования учитывать мнения коллег и общественности до принятия решений. В декабре Правительство РФ планирует провести обсуждение итогов реформы высшей школы и наметить перспективы ее дальнейшего развития. Так что, возможно, нас ожидают новые «сюрпризы».

//Беседовала Екатерина АБРАМОВА.

Читайте также
  • 11.01.2013 Система и её ценности Концы и начала – года, жизненного цикла, телевизионного проекта – по самому факту своего осуществ­ления предполагают возникновение
  • 14.09.2011 Из истории Ярославской ОТШ Ярославская объединённая техническая школа сформировалась на современной базе в 1969 году и в то время представляла собой две отдельные школы: техническую и автомобильную.
  • 02.10.2009 Как сблизить физиков и лириковНовые образовательные стандарты, принципиально меняющие подход к обучению – это главная тема научной конференции «Актуальные проблемы совершенствования
  • 23.11.2007 Открытие «закрытого» заводаСегодня Ярославский радиозавод – современное, динамично развивающееся предприятие, входящее в крупный российский холдинг «Концерн «Радиотехнические и информационные системы».
  • 16.06.2005 Демидовский в условиях реформы В одном из ведущих вузов Ярославской области – Демидовском университете 21 июня впервые ректор будет не назначен Министерством образования и науки, а выбран
  • 08.02.2002 Полезный семинар В мэрии Ярославля состоялся семинар «Система электронного документооборота и информационная система управления контактами в органах местного самоуправления».
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают