– Юрий Васильевич, пока что реальные плоды реформы высшей школы мы видим исключительно в том, что идет сокращение числа вузов. Об этом что-то говорили на встрече?
– Да, с этого и начали. Общепризнанным является факт, что пока еще высшая школа в России сохраняет свои позиции, у нас готовятся квалифицированные кадры во всех отраслях. Но, несомненно, беспокоит огромное число вузов и студентов, в результате чего качество образования постепенно снижается. Как грибы после дождя, в регионах появляются филиалы высших учебных заведений, чем возмущены и министерство, и общество. Однако министр отметил, что ректоры сами же и дают согласие на открытие филиалов. Действительно, для создания коммерческого вуза в регионе помимо множества бумаг необходимо согласие местной администрации и совета ректоров. Мы пришли к выводу, что нужно повышать требования к вузам и филиалам.
– Какие-то конкретные меры предлагались?
– Более внимательно проверять документацию, непременно выделять представителя от совета ректоров для анализа работы будущего учебного заведения. Однако не все и не всегда так серьезно к этому делу подходят. Вот, например, не успел я приехать из Москвы, как меня атаковали и начали просить ускорить процесс лицензирования и открытия филиала одного из вузов в Рыбинске. Когда узнали, сколько бумаг для этого предстоит оформить, возмутились: много волокиты, зачем все усложнять! Ну а как иначе?
Именно поэтому и усиливается контроль за аттестацией, аккредитацией, лицензированием. Если учебное заведение не выдерживает требований, то его либо закрывают, либо понижают статус. Сегодня у нас есть университеты, академии и институты. Если по каким-то показателям вуз недобирает до статуса, например университетского, его могут понизить до академии.
– А каковы критерии?
– Их около 20. Например, университет – это многопрофильная высшая школа, где большое количество факультетов, развита научная деятельность.
– Конкретные примеры закрытия вузов уже есть, и они всем известны. А что касается ярославских учебных заведений, могут ли они попасть в «черный список»?
– Государственные нет. Они почти все прошли или проходят сейчас комплексную оценку деятельности. Не грозит им и понижение статуса. А вот филиалы пострадают – пожалуй, некоторых наша область лишится.
– На качество образования специалистов влияет и довузовская их подготовка. Как-то будут меняться правила приема в вуз?
– Правила приема существенно меняться не будут. Хотя, если честно, многих моих коллег смущает большое количество медалистов, которых школы дают нам в последние годы. Например, на совете присутствовал мой коллега из Самары – тоже председатель совета ректоров. Так вот, он сказал мне, что нынче у них было рекордное количество медалистов – более 400. Впрочем, их немало и у нас – свыше 200.
– Так медали могут вообще отменить?
– Вопрос стоит так: или отменить медали, или отменить льготы медалистам. Но я не думаю, что это правильно. Например, что касается Ярославской области, то у нас ребята, получившие медали, достойно сдают экзамены. Ежегодно к нам в медакадемию поступают до 20 золотых медалистов, и большинство из них, как положено, сдают один экзамен. Поэтому мое отношение к ним положительное. Впрочем, данный вопрос еще будет обсуждаться. На текущий учебный год статус медалиста сохранится, а в будущем посмотрим.
– Эксперимент по ЕГЭ будет продолжаться?
– Непременно. И следует отметить, что в ректорской среде отношение к единому госэкзамену очень спокойное. Страсти поулеглись, силового давления нет – там, где процесс отработан, он будет продолжаться. Однако сейчас поощряются другие формы оценки знаний, параллельные ЕГЭ, – олимпиады, конкурсы, которые проводят вузы для будущих абитуриентов.
– Юрий Васильевич, вернемся к вопросам будущего высшей школы. Реформа должна была коснуться и собственности вуза...
– Да, вопрос приватизации – один из самых животрепещущих. И сразу хочу успокоить читателей: на заседании было объявлено, что вузы по-прежнему остаются государственными.
– А как насчет объединения их под одной крышей? Министерство образования собиралось взять вузы на свое содержание.
– И это тоже сняли с повестки дня. Все останется как и прежде – каждый вуз при своем ведомстве.
– Таким образом, получается, большинство поправок в закон о высшем образовании, вызывавших наибольший ажиотаж у ученых, просто отменили. А какие острые вопросы еще были разрешены?
– Вопрос о платности образования. Государственное бесплатное образование есть и будет. Кроме того, вузам разрешили зарабатывать средства и тратить их на учебные дела. В планах было запретить учебным заведениям сдавать свои помещения в аренду. Но власти поняли, что это означает перекрыть нам кислород совсем. Вузы финансируются на 50 процентов, поэтому необходимо иметь возможность самим зарабатывать деньги.
– Ходят слухи, что к нам вернется советская система распределения молодых специалистов. Ожидать ли этого и как скоро?
– Действительно, беспокоит несоответствие количества молодых специалистов их концентрации по регионам. Однако мое мнение – равномерность рассредоточения квалифицированных кадров по регионам невозможна, и основная причина тому – низкая заработная плата. Даже жильем не заманить молодого специалиста, если он знает, что он не сможет содержать семью. Пока эта проблема не решится, возврата к распределению не будет. Хотя вопрос, и это надо признать, стоит очень остро. Человек пять лет учится вроде бесплатно. Но на самом-то деле не бесплатно, деньги за него платит государство. И было бы справедливо отработать их. На мой взгляд, надо развивать систему государственного кредитования, систему договоров.
– Вот система договоров как раз и не действует. Выпускник вуза либо находит лазейки в законодательстве и вообще отказывается от своей обязанности отработать указанный срок, либо зарабатывает необходимую по договору сумму в другой, более прибыльной сфере и вскоре выплачивает долг. Но по профессии-то все равно не работает.
– Однако если более разумно составить договор, то специалист обязан будет поехать и отработать три года. Или выплатить долг за обучение в полном объеме. Есть еще система госкредитования: если человек не прошел по конкурсу в вуз, он берет ссуду в банке на обучение и затем должен государству ее отдать. Эта система очень эффективно действует в Москве. В столичном медицинском вузе в 2004 году состоялся первый выпуск специалистов, которые будут отрабатывать в регионе по специальности три года. Так столица пытается решать вопрос обеспечения медицинскими кадрами.
На заседании ректоры высказали пожелание руковод-ству министерства при реформировании образования учитывать мнения коллег и общественности до принятия решений. В декабре Правительство РФ планирует провести обсуждение итогов реформы высшей школы и наметить перспективы ее дальнейшего развития. Так что, возможно, нас ожидают новые «сюрпризы».
//Беседовала Екатерина АБРАМОВА.