Что принесет это «перераспределение полномочий» учащимся и преподавателям? Сколько ПУ останется в области и как они будут работать? Поможет ли это решение ликвидировать дефицит рабочих кадров, о котором говорят директора предприятий?
Директор департамента образования администрации области Татьяна Степанова надеется, что радикальных изменений в худшую сторону в работе ПУ и лицеев после 1 января 2005 года не произойдет. Однако как оно все сложится на самом деле, пока неизвестно, поскольку в подвешенном состоянии остается главный вопрос – объем финансирования системы начального профессионального образования. Сколько на ее содержание даст федеральный центр и сколько придется изыскивать области, станет ясно только после принятия федерального закона о бюджете на 2005 год.
Как считает правительство, передача ПУ и лицеев на попечение региональной власти позволит более четко удовлетворять спрос предприятий в трудовых ресурсах. У нас в области сейчас ежегодно уходят на пенсию около 7,5 тысячи рабочих, при этом ПУ, лицеи, техникумы и колледжи выпускают всего 5,7 тысячи специалистов. Так что с каждым годом нехватка в рабочих увеличивается.
Уже в следующем учебном году в области будет сформирован целевой региональный государственный заказ на подготовку рабочих кадров. В нем будет определено, по каким специальностям и в каком количестве должны обучить специалистов ПУ и лицеи. Для определения госзаказа весной все учреждения начального профессионального образования должны будут представить свои первичные заявки, по каким специальностям они могут подготовить учащихся. Затем начнется заключение соглашений с предприятиями, которые возьмут на работу этих выпускников. После согласования с региональной службой занятости и экономическим советом области соглашения будут утверждены в виде госзаказа.
Те ПУ и лицеи, которые не представят востребованные предприятиями предложения, могут быть объединены с теми, кто готовит специалистов дефицитных профессий, поскольку нести расходы по содержанию учебных заведений, работающих вхолостую, областной бюджет не будет. При этом Татьяна Степанова заверила, что вводить в ПУ и лицеях платное обучение никто не собирается, потому что по закону этот уровень профессионального образования должен финансироваться государством.
Ярославские ПУ и лицеи готовят специалистов по 67 профессиям. Наиболее массовыми остаются автомеханик, сварщик, слесарь, столяр, тракторист-машинист, электромонтер, повар, продавец, закройщик. В этом году по сравнению с прошлым увеличен план приема по профессиям: наладчик станков и оборудования в механообработке (на 55 процентов), токарь (на 13), мастер отделочных строительных работ (на 33), мастер общестроительных работ (на 34 процента). А вот по профессии бухгалтера план сокращен на 31 процент.
По последним данным, как сообщила Татьяна Степанова, сегодня 60 процентов выпускников рабочих специальностей сразу идут на предприятия. Служба занятости подтверждает эти цифры. В целом же только 3,4 процента выпускников ПУ становятся на учет в службе занятости – это неплохой показатель (в целом по России – 8,8 процента).
Однако есть несколько серьезных проблем в связи с переходом на региональное финансирование ПУ, которые предстоит решить властям в ближайшие годы. Во-первых, заводы сейчас не заинтересованы брать парней из ПУ и лицеев, поскольку через три месяца после трудоустрой-ства они, как правило, уходят в армию.
– Мы считаем, что необходимо предоставлять выпускникам отсрочку от армии как минимум на год, – говорит Татьяна Степанова. – Это нужно, чтобы выпускники успели закрепиться на предприятии и, придя из армии, опять на него вернулись. Мы давно выходим с таким предложением, но нас пока не слышат.
Вторая проблема – низкое качество образования в ПУ и лицеях. Сегодня государственный стандарт по профессиональному образованию предусматривает подготовку рабочих 3-го и максимум 4-го разрядов. А работодателям требуются специалисты 4 – 5-го разрядов. Проблема в том, что рабочих высокой квалификации сейчас просто некому готовить: потребность в преподавателях специальных дисциплин и мастеров производственного обучения доходит до 40 процентов. Поэтому заводы чаще всего вынуждены сами «доводить» до кондиции молодых работников.
В связи с этим в области разрабатывается механизм, по которому работодатели возьмут на себя 20 – 30 процентов расходов на подготовку действительно квалифицированных рабочих кадров. Такие примеры есть, но они пока единичны. Так, НПО «Сатурн» в Рыбинске помогает сразу трем ПУ – выделяет средства на стипендии студентам, доплаты преподавателям и укрепление материальной базы.