Купец из Ростова Великого Андрей Александрович Титов (1844 – 1911) снискал всероссийскую славу историка-любителя и собирателя древних рукописей. Он был подлинным воплощением ученого по призванию, богатейшему научному наследию которого мог бы позавидовать любой «патентованный» профессионал. Не случайно одни современники его называли «ростовским Карамзиным», другие – «младшим Забелиным».
...А. А. Титов принадлежал к тому слою российского купечества XIX столетия, чьи предки являлись выходцами из крестьян, а история семейных торговых домов насчитывала всего два-три поколения. Родоначальником купеческой династии Титовых стал некто Тит Иванов, бывший крестьянином Борисоглебского, что на Устье, монастыря. В ростовское купечество Титовы записались в 1781 году.
Уже в раннем детстве Андрей Титов лишился обоих родителей, и поэтому воспитанием мальчика занимался его дед – Иван Андреевич Титов. Будущий знаменитый историк-краевед, земский и общественный деятель получил приличное домашнее образование. Он хорошо рисовал, играл на скрипке, сочинял стихи. В шестнадцатилетнем возрасте, оценивая свое мироощущение и открывая в себе жизненные силы, он записал в дневнике: «Я здоров, весел, счастлив – чего же более мне. Притом я поэт, сочинитель, художник, музыкант, композитор – да, я очень счастлив».
Его первые опыты сочинительства относятся к началу 1860-х годов, когда известный петербургский сатирический журнал «Искра» получил в его лице одного из своих деятельных провинциальных корреспондентов. Свое перо Титов направлял на бичевание порядков и нравов, царивших в среде ростовского общества, бюрократической элиты.
В 1866 году, после смерти деда, А. А. Титов стал един-ственным наследником торгового мануфактурного предприятия, которое впоследствии значительно расширил, учредив в 1883 году фирму «А. Титов и Ф. Малоземов». Текстильные и меховые магазины Титова находились в Ростове, Ярославле, Москве, Санкт-Петербурге, на Нижегородской ярмарке. В 1897 году он совместно с И. А. Вахромеевым, извест-ным ярославским купцом и меценатом, учредил в Ростове товарищество «И. Вахромеев и Ко» – фирму, содержавшую цикорную фабрику, паточный и саговый заводы. Огромное значение в жизни и деятельности ростовского предпринимателя играла знаменитая Нижегородская ярмарка. Здесь он на протяжении более 30 лет являлся членом ярмарочного биржевого комитета. В Ярославле А. А. Титов входил в состав учетного комитета отделения Государ-ственного банка и был членом Ярославской биржи.
Верный долгу, традициям и законам купеческой корпорации, Андрей Александрович вместе с тем принадлежал к той замечательной плеяде земских деятелей, появившихся в пореформенную эпоху, которые своим трудом, энергией и талантом воплощали культ живого, лишенного рутины и бюрократического равнодушия дела на благо интересов общества. В земской литературе ему принадлежат многочисленные разработки статистических данных по вопросам народного образования, здравоохранения, торговли, кустарных промыслов, промышленности и сельского хозяйства. Естественно, что основным объектом наблюдений и изучения для Титова становился, как правило, его родной Ростов-ский уезд.
На 1880 – 1890-е годы приходится расцвет творческой активности А. А. Титова как историка, увлеченного исследователя местной старины, и археографа, неутомимого собирателя и публикатора памятников письменности. Практически это выразилось в проведенной под наблюдением Титова капитальной реставрации знаменитого Ростовского кремля, спасшей его от окончательного разрушения. В отреставрированной кремлевской Белой палате по инициативе Титова был открыт музей церковных древностей – один из первых в России провинциальных музеев. Историк и редактор журнала «Русская старина» М. И. Семевский, посетивший в 1888 году Ростов, восклицал: «Итак, мы дожили до того времени, когда и на Руси, в ее уездных городах, возникают музеи! Не правда ли, какое отрадное явление, но, увы, едва ли пока не единичное».
Широкая купеческая натура А. А. Титова органично сочеталась со щедростью его души. Как тут не вспомнить характеристику, данную ростовцу генералом А. В. Жиркевичем, лично знавшим Андрея Александровича и наблюдавшим его в обычных житейских ситуациях: «Титов был человеком с широким размахом, и хорошо около него жилось тому, кого он любил... Титов любил детей, держал для них дома пуды конфет, пряников и других угощений. Конфетами полны были его карманы при выходе на улицу. Гуляя по своему парку, он прикармливал ворон, приучил их в часы его прогулок ходить за ним по пятам. Едва Титов уходил из сада, улетали и вороны. Для бездомных уличных собак у него тоже имелось угощение. На ярмарке, бывшей в Ростове, он скупал для уличной детворы все горячие пышки, причем не стеснялся количеством ребятишек и расходами...»
Масштаб личности ростовского купца и гражданина А. А. Титова и всего сделанного им поистине огромен. Научный авторитет его был признан почти двадцатью учеными обществами, принявшими его в свои члены. В начале 1911 года А. А. Титов высочайшим указом был возведен в потомственное дворянство, что свидетельствовало об особом характере его многочисленных перед Отечест-вом заслуг. Это была подлинная, исполненная благород-ства и человеческой красоты жизнь.