– 34 восьмилетних ребенка и один тринадцатилетний, – ответила та, морщась от боли.
– О, ради такой семьи стоит жить!
И она выбрала жизнь.
Зинаида Николаевна Румянцева, учитель младших классов ярославской школы № 28, перенесла сложную операцию – из-за раковой опухоли ей ампутировали ногу. После всех мучений, что выпали на ее долю, она готова преодолеть любые трудности. Ей необходимо вернуться домой – ради сына. Ей необходимо вернуться в школу – ради своих учеников.
Однако за те несколько месяцев, что Зинаида Николаевна провела в больнице, она практически лишилась дома. Маленькая, бедная квартирка в частном секторе на улице Слепнева и без того была в аварийном состоянии, а теперь ее еще и разграбили, выбили стекла. Чтобы ветром не удуло оставшиеся пожитки учительницы, родители ее учеников заколотили окна фанерой. Жить в этом помещении нельзя. Тем более одинокой женщине-инвалиду. Но эта развалюшка – все ее имущество. И через пару недель Зинаиду Николаевну выпишут из больницы. Фактически она окажется на улице.
лето в больнице
Сначала ныло колено. Зинаида Николаевна стала прихрамывать. Как-то призналась коллегам, что не спит по ночам от диких болей. Те убеждали уйти на больничный, но она все отказывалась – нельзя сейчас, надо своих первоклашек довести до конца учебного года.
Для Зинаиды Николаевны школа всегда была на первом месте. Педагог высшей категории, она раньше всех в коллективе начала осваивать компьютер, работала по передовым технологиям, долгие годы руководила методическим центром. Профессионализм и любовь к детям снискали ей уважение среди педагогов и родителей. Чтобы ребенок попал именно к ней в класс, выстраивается очередь. А в прошлом году набрала необычайно большой первый класс – 34 человека вместо 25 по норме. Она отдавала всю себя работе, свободного времени не оставалось совершенно.
В июне, когда дети ушли на каникулы, Зинаида Николаевна отправила сына Олега в лагерь. И легла в больницу. Надеялась 1 сентября встретить своих любимых детишек здоровой и бодрой. Ведь в этот день у нее был еще один праздник – 30 лет работы в школе.
Долгожданная дата оказалась черного цвета.
Врачи долго не могли поставить диагноз. Все лето она провела в больнице, перенесла две операции. Однако улучшений не последовало. Родители учеников, не только нынешних, но и тех, кто уже повзрослел, не бросили любимую учительницу в беде, дневали и ночевали в городской больнице № 2, помогали с лекарствами. Показывали консультантам. Последний из специалистов – профессор Ключевский и поставил окончательный диагноз: рак. И тут же сказал: либо жизнь, либо нога.
Испытание жильем
Операцию по ампутации сделали неделю назад. До сих пор женщина не отошла от шока. Рассказывает о своей беде, а голос дрожит. Сын еще не знает, что мама стала инвалидом, она запретила ему приходить в больницу – боится его реакции. Но сказать все равно придется... Тут Зинаида Николаевна умолкает, чтобы собраться с силами и не заплакать.
А вот ее подруги-коллеги эмоций не сдерживают и слез не скрывают:
– Уж сколько она натерпелась! Да за что же? Такой чудесный человек. Добрый, отзывчивый, мягкий, душевный. Отличная мать, незаменимый педагог. Ради своего сынишки себе отказывает во всем. Вы ведь представляете, что такое зарплата учителя? Ему колбасу покупает, мясо, а сама супчик картофельный ест. Жилищные условия невыносимые, да еще брат-алкоголик жизнь попортил...
Зинаида Николаевна с братом делила половину дома на Суздалке, родители их давно умерли. Жилье старое, без удобств, перевезенное еще в былые времена с Мологи, износ – более 70 процентов. Зинаида Николаевна 19 лет стоит в очереди на квартиру, и вот уже год по иронии судьбы она в ней первая, однако администрация района говорит, что свободной жил-площади нет.
Впечатление так называемый дом производит ужасное: пол покосился и прогнил, отопительный котел часто выходит из строя. Зимой здесь холодно, осенью и весной – сыро. Под окнами поют лягушки. А еще собутыльники брата постоянно толкутся. Одна его приятельница, нередко остававшаяся на ночь после бурных возлияний, угрозами добилась, чтобы Зинаида Николаевна прописала ее в доме. Та, испугавшись за жизнь ребенка, согласилась.
– Почему ты не обратилась в милицию? – возмутились подруги.
– Мне брата жалко, – ответила женщина.
Простила. Добротой своей сестры братец пользовался не раз. Однажды с друзьями украл у Зинаиды Николаевны деньги, собранные на учебники. Вернувшись домой, та ужаснулась – пропали 11 тысяч рублей. Зато на кухне – следы праздника: бутылки из-под дорогого вина, конфетные фантики. Она сразу все поняла. Остатки денег нашла на столе под салфеткой. Видно, компания оставила на опохмел. Вновь простила. Да никогда и не могла иначе. О себе она всегда думает в последнюю очередь. И потому, когда в сентябре брат умер, отдала на его похороны все деньги – около трех тысяч, что были собраны ей на лечение.
«Я вернусь в строй»
После смерти собутыльника местные алкоголики повадились лазать в его опустевший дом. Потихоньку вынесли почти все имущество, оставшееся перевернули вверх дном, выбили стекла.
– Я не понимаю, что у меня можно украсть, – удивляется Зинаида Николаевна. – Живем мы очень скромно, даже телевизор старенький, черно-белый. Денег в квартире нет. Мои дипломы да подарки учеников – вот самое ценное.
Сейчас пока неизвестно, придется ли Зинаиде Николаевне принимать сеансы химиотерапии. Если нет, то ее скоро выпишут. Об этом думает с надеждой, ведь она в разлуке с сыном уже около 5 месяцев. Отказываться от школы Зинаида Николаевна не собирается, говорит, что намерена вернуться в строй. Ее ждут ученики.
– Я не хотела бы, чтоб мои малыши знали об ампутации. Буду носить длинные брюки, под ними протез будет почти незаметен...
Деньги на импортный протез общественность собирается просить у депутата Сергея Якушева, директора радиозавода. А на жилье, понятно, ни у кого средств не хватит. И потому педагоги и родительский комитет школы написали письмо мэру города с просьбой «решить вопрос о предоставлении благоустроенного жилья Зинаиде Николаевне Румянцевой – человеку, который на самом деле это заслужил». В числе подписавшихся (а их около 500) те жители Суздалки, которые либо когда-то сами учились у Зинаиды Николаевны, либо она учила их детей. Ведь за эти годы скольких она вырастила! И каждый вспоминает первую учительницу с любовью и уважением.
В Соловьевскую больницу, где сейчас лежит Зинаида Николаевна, потоком идут ее родственники, друзья, ученики, родители. Все хотели дежурить у ее постели. Но женщина отказалась:
– Мне теперь надо учиться жить заново. И делать это я буду самостоятельно.
Однако для новой жизни требуется новый дом. Родной угол, где человек чувствует себя комфортно и свободно. Своей жизнью, своей работой Зинаида Николаевна действительно заслужила это.
Редакция «Северного края» искренне надеется, что власти и города, и области найдут возможность помочь замечательному человеку.
Гость | 16.07.2015 в 14:38 | ответить0
Зовут меня Ирина Александровна живу в Ярославской области не далеко от Москвы.Ищу колдунью белую или экстрасенса который сможет порчу с человека снять.Со мной случилась беда.Не могу найти выход из сложной ситуации запуталась.Очень нужна помощь.
Даю свою электронную почту toikunova.ira2015@yandex.ru Пишите.
Мой номер телефона: 8 910 969 15 78
Все подробности при общение
Ирина | 16.07.2015 в 14:38 | ответить1
Зовут меня Ирина Александровна живу в Ярославской области не далеко от Москвы.Ищу колдунью белую или экстрасенса который сможет порчу с человека снять.Со мной случилась беда.Не могу найти выход из сложной ситуации запуталась.Очень нужна помощь.
Даю свою электронную почту toikunova.ira2015@yandex.ru Пишите.
Мой номер телефона: 8 910 969 15 78
Все подробности при общение