Для людей с достатком наилучший вариант – отдать свое чадо в частный детский сад. В идеале. А на практике у нас подобные заведения если и открываются, то долго не живут в связи с недостатком финансирования. Сейчас в затруднительное положение попал один из частных дет-садов Ярославля «Ладушки». Когда-то он был в ведомстве «Ярэнерго», но в связи с реструктуризацией предприятие освободилось от непрофильного бизнеса. Случилось это 31 декабря 2002 года.
– Руководство предприятия поступило благородно: в помещении сделали отличнейший ремонт, приобрели недостающее оборудование, – рассказывает директор сада Марина Шмакова. – Однако мы остались без источника финансирования. Я собрала педколлектив и родителей, чтобы решить, что делать дальше: либо уходить в муниципалитет (тогда большинство педагогов уволились бы из-за маленькой зарплаты), либо рискнуть – существовать на собственные сред-ства. Выбрали последнее.
Родители согласились с руководством, и тогда же была названа сумма за воспитание одного ребенка – 3200 рублей в месяц (сейчас – 3700). Деньги, конечно, немалые. Но тем условиям, которые предоставляет малышам заведение, вполне соответствуют.
Марине Геннадьевне пришлось оформить кучу документов – за несколько месяцев она стала и юристом, и бухгалтером, и экономистом. К счастью, проволочек с лицензией не возникло. Познакомившись с педагогами и образовательной программой, работники департамента образования не сделали ни одного замечания и предложили лицензию сразу на 10 лет.
Двери «Ладушек» – словно вход в сказку. Все до последней детали интерьера сделано руками педагогов. Атмосфера сада способствует творчеству – каждый человек стремится украсить свой дом. Большинство сотрудников «Ладушек» работают здесь по 15 – 20 лет, и за эти годы сад стал для них родным.
По словам Марины Геннадьевны, некоторые дети попали сюда после неудачного опыта посещения муниципального сада. Не секрет, что условия там не самые лучшие.
– Одна надежда – на вас, – говорила в кабинете заведующей одна родительница. – Мне ведь работать надо, с кем я ребенка оставлю?
Надежда оправдалась: ее чадо, увидев яркие игрушки – как дома, батут в спортзале и множество других прелестей, услаждающих душу ребенка, и думать забыло о том, что в первые дни без мамы полагается плакать и капризничать. Здесь кормят как дома, любят и заботятся.
В «Ладушках» всего 35 ребятишек, на которых приходится 12 педагогов. По штатному расписанию двухгрупповому детсаду не положены психолог и логопед, однако Марина Геннадьевна решила, что эти специалисты детям необходимы. И теперь они здесь есть. Хотя, конечно, деньги им на зарплату изыскивать нелегко: детсад существует исключительно на средства роди-телей.
– Поскольку мы негосударственное заведение, – говорит Марина Геннадьевна, – все платы с нас взимаются не как с образовательного учреждения (хотя мы зарегистрированы именно как таковое), а как с непромышленного предприятия. Естественно, они выше. Доходит до абсурда – например, если муниципальный детсад по тарифному соглашению платит за свет около 2,5 тысячи рублей в месяц, то мы – шесть. Скоро надо будет прививать персонал от гепатита, а одна инъекция стоит 700 рублей. Для сотрудников муниципального заведения – бесплатно. Беда, если какая-то внеплановая ситуация – приходится искать спонсоров.
Отношение городских властей к «Ладушкам» принципиальное. В управлении образования нам сказали, что по закону частным дошкольным учреждениям, пусть даже они и зарегистрированы как образовательные и имеют государственную аккредитацию, никаких денег из городского бюджета не положено. Однако Марина Геннадьевна видит в законе об образовании нюансы в свою пользу. Статья 41 «Финансирование образовательных учреждений», пункт 7: «Нормативы финансирования негосударственных образовательных учреждений не могут быть ниже нормативов финансирования аналогичных государственных и муниципальных образовательных учреждений на данной территории». К слову, в Москве и Питере город дает деньги аналогичным заведениям.
Директор обратилась за консультацией к адвокату, который согласился взяться за дело, заметив, однако, что возможно двоякое чтение закона и в чью пользу – управления образования или частного детсада – решит суд, предсказать не может. Впрочем, пока у Марины Геннадьевны есть надежда, что до суда дело не дойдет и город детсаду поможет.
Вскоре увеличатся коммунальные платежи и, не дай бог, за аренду. Что делать? Невозможно постоянно повышать родительскую плату, рано или поздно наступит предел. Перспектива закрыть сад сотрудников «Ладушек» пугает – они столько сил вложили в свое детище!
Во всем мире наряду с муниципальными дошкольными учреждениями существуют частные, которые предоставляют ребенку воспитание и обучение на порядок выше. Казалось бы, власти должны приветствовать такую инициативу, а не рубить ее на корню. Однако частные детсады в нашем городе не выживают. При этом чиновники от образования сетуют на дефицит дошкольных учреждений и педагогиче-ских кадров. В этом году около 4 тысяч детей не смогли попасть в дет-ский сад. Кому будет лучше, если к ним прибавятся еще три десятка малышей?