Он был первым директором Дворца культуры имени Добрынина, возглавлял крупнейшее культучреждение области 23 года. При нем знаменитый сегодня на весь мир ансамбль танца «Волжанка» обрел не только славу, но и собственное имя, он был крестным отцом «Счастливого детства»... Именно при Семене Михайловиче Курисе несерьезное на первый взгляд занятие – художественная самодеятельность – достигло такого уровня профессионализма, что впору было говорить об империи самодеятельной культуры. Сегодня первому лицу этой некогда процветающей империи, Семену Михайловичу Курису, исполняется 75 лет.
Он появился на свет в городе Ананьеве Одесской области в простой семье: мама была домохозяйкой, отец трудился на хлебозаводе. Чуть позже семья переехала в Тирасполь. Но всю жизнь Семен Михайлович считает себя одесситом и гордится этим. Это звание – одессит – как принадлежность к особой касте дана ему свыше. Наверное, отсюда берут свои корни бессчетные анекдоты, тосты, байки, которые сыплются из Семена Михайловича как из рога изобилия по любому поводу. «Вам хочется песен? Их есть у меня...»
После школы Семен окончил Одесский техникум культпросветработы, поработал недолгое время пионервожатым и был призван в армию. Служил в железнодорожных войсках в Казахстане. У воинской части был свой подшефный дет-ский дом, куда солдаты часто ездили с концертами. А поскольку Семен всегда интересовался самодеятельностью, то вскоре стал незаменимым конферансье на всех мероприятиях, с удовольствием выступал и в качестве чтеца сатирических рассказов. Шефская работа привела к тому, что к моменту демобилизации Семену предложили... пост директора этого детского дома. «Об чем речь?» – чисто по-одесски ответил Семен Курис и с радостью, ибо работа с детьми всегда давалась ему легко, приступил к новым обязанностям. А когда несколько лет спустя детский дом расформировали, Семену Михайловичу предложили другой директорский пост, но уже в Доме культуры.
...Однажды, будучи по служебным делам в командировке, Семен Михайлович, человек удивительной коммуникабельности, случайно познакомился с балетмейстером известного украинского хора Веревки Михаилом Федоровичем Шаповаловым. Слово за слово, разговорились.
– Слушай сюда, Сема, – сказал Михаил Шаповалов. – Есть у меня тут неподалеку, в Ярославле (эта судьбоносная встреча произошла в Москве), один танцевальный коллектив. Поехали посмотрим.
– Отчего бы и нет? Приехали. Было это в 1965 году. Осмотрели роскошный, только что построенный дворец, посидели на репетициях. Мне понравилось, но, скажу как на духу, и в мыслях не было соотнести все это с собственной персоной. Однако некоторое время спустя судьба опять привела меня в Ярославль, и мне вдруг предлагают возглавить этот дворец. Почему нет, подумал я. Так я оказался в Ярославле.
Семен Михайлович – администратор от Бога. «Это у меня, очевидно, в крови», – разводит он руками, точно оправдываясь, что некогда предпочел кабинетную работу творческой деятельности (предлагали ему вести театральную студию). А вот с тем, что в кабинетной работе Семена Куриса не было творчества, можно смело по-спорить. Став первым директором Дворца культуры, он начал с небывалым азартом создавать коллективы. Это он придумал детский танцевальный коллектив «Счастливое детство» и пригласил на работу Эдуарда Хайкина. Это он держал «Волжанку» в «черном теле», не выпуская танцоров на люди, заставляя отрабатывать программу... Зато потом, на областном конкурсе, коллектив так выступил, что о «Волжанке» как о чуде заговорил весь город.
Семен Михайлович совершенно не умеет рассказывать о себе, разговор то и дело сворачивает в русло его бывшей профессиональной деятельности. Да и как может быть иначе, если он дневал и ночевал в родном Дворце культуры. Рабочий день Куриса начинался в десять утра, а заканчивался почти всегда ближе к полуночи.
– Семен Михайлович, а в то время, в начале 70-х, сильная конкуренция была между домами культуры?
– Не то слово! Ведь тогда каждое предприятие имело свой Дом или Дворец культуры. И руководством заводов на нас, директоров, была спущена задача – в каждом ДК иметь максимальное количество коллективов по всем жанрам. Хор, и не один, эстрадный и духовой оркестры, танцевальный коллектив, театральная студия... Творческая афиша раздувалась до бесконечности. И ведь надо было не просто создать коллектив, а сделать все, чтобы именно твой хор или оркестр был самым лучшим.
– Но, согласитесь, самодеятельность тогда неплохо финансировалась.
– Что-то, безусловно, выделялось по линии профсоюза, но львиную долю содержания брал на себя завод. Однако под лежачий камень, как говорят, вода не течет: всего этого нужно было добиваться.
А какие коллективы, какие руководители были во дворце! Язык не поворачивается назвать их самодеятельными – все со званиями, количество лауреатских дипломов разных уровней невозможно было просто сосчитать. Анатолий Колбешин, Евгений Агеев, Валерий Павлушов... Этот список можно продолжать и продолжать.
– Клубы тогда были очень востребованы, коллективы искусственно, для «галочки», придумывать не приходилось. Народ валом валил после заводской смены в клуб, ибо это было одно из немногих мест, где человек мог проявить себя творчески. И надо отметить, все условия для этого создавались.
– Так, может быть, все клубы закрыть, а на их месте возвести новые супемаркеты?
– Я по сей день считаю, что дворцы культуры необходимы простому народу. Чтобы люди могли прийти в клуб, позаниматься, отдохнуть. Чтобы папа или бабушка были уверены, что их ребенок не станет болтаться неприкаянный по двору, а будет иметь возможность пойти в танцевальный кружок или в изостудию. И главное, что плата за обучение не пробьет брешь в семейном бюджете. ДК зарабатывать должны, но в меру своих возможностей. И потом, когда речь идет о культуре, никогда нельзя ставить деньги во главу угла. Из этого ничего хорошего, как правило, не получается.
– И тем не менее училище культуры продолжает год за годом выпускать специалистов. Как вы считаете, они сейчас востребованы?
– В мое время была такая поговорка: ученье – свет, а неученье – культпросвет. Но это, конечно, шутка. Что до специалистов, то ведь и известнейший ныне Хайкин тоже в свое время окончил именно культпросветучилище. Не в дипломе дело – в человеке. Вот некоторые кичатся: «У меня – высшее образование». По мне, так нужно, чтобы человек обладал «средним сообразительным», а уж какие корочки он получил, отсидев за партой положенные пять лет, не столь важно.
– Как-то вы обмолвились, что с удовольствием проводили свадьбы для близких вам людей, выступая в качестве тамады. Сейчас, в день вашего юбилея, какой тост бы вы подняли в свою честь?
– Я очень любил в свое время общаться с Юрием Владимировичем Никулиным. Он многим помог в становлении нашей дворцовой цирковой студии... Так вот, у него была любимая присказка: «Да здравствует то, благодаря чему мы, несмотря ни на что!» Пожалуй, именно этого я мог бы себе пожелать.
– А этот слоган соответ-ствует вашему образу жизни?
– На все сто.
...Что можно пожелать человеку, который получил от жизни все, что хотел? Не просто получил в качестве подарка, а добился тяжелым трудом, оставаясь при этом удивительно честным и искренним человеком. Чинов и званий? Так у него их предостаточно. Семен Михайлович – заслуженный работник культуры, награжден орденом «Знак Почета», он – отличник кинематографии СССР... Всех званий и не упомнишь. Чтобы мир и гармония царили в большой семье Семена Михайловича (у него – двое детей, четверо внуков и одна внучка), чтобы 75-летний юбиляр в душе оставался по-прежнему молод и чтобы однажды, лет эдак через двадцать пять, позвонив ему с целью поздравить с очередным юбилеем, я услышала бодрый, насмешливый голос: «Вы слышали последний анекдот? Нет? Ну, так я вам сейчас расскажу...»
Гость | 09.11.2020 в 21:45 | ответить0
Браво, Семён Михайлович!