Богатый преподавательский опыт, эрудированность, поистине энциклопедические знания позволяют Вадиму Эрнстовичу превращать свои уроки в интересное и плодотворное общение с учениками. По его словам, история – главный предмет для ребят, делающих первые шаги во взрослую жизнь. Важно, чтобы ученик не просто имел представление об основных исторических датах и событиях, но и мог уверенно ориентироваться в огромном количестве политической информации, знал прошлое своей страны и родного города, умел анализировать, сопоставлять факты, делать выводы.
Наилучшим помощником для ребят Вадим Эрнстович считает учебник А. Н. Сахарова – иллюстрированный, с большим фактическим материалом и достаточно объективными характеристиками. И все же учебник вторичен. Главным на уроках остается слово учителя, который по возможности использует и дополнительный материал, и тесты, и видеофильмы.
Много лет Вадим Эрнстович работает над очень интересной методической темой «Познавательная деятельность учащихся и способы ее активизации». Не секрет, что некоторые из тех, кто приходит в училище, обладают слабыми знаниями. Поэтому в первую очередь нужно пробудить и развить интерес ученика к предмету, а для этого совершен-ствовать формы обучения и контроля. И со временем учащиеся начинают чувствовать вкус к изучению истории и обществознания, к решению на уроках логических познавательных задач. Ну а такие задания, как составление родового древа, исследование истории своей семьи, всегда встречаются с энтузиазмом.
Среди огромного количества выпускников помнятся Вадиму Эрнстовичу те, кто особенно был увлечен его предметом. Это Сергей Арефьев, Алексей Уткин, Юрий Болотов и другие. Но не только к «хорошистам», а и к самым задиристым и хулиганистым умеет Вадим Эрнстович подобрать ключик. И первокурсники, побывав на уроках удивительного учителя, совсем скоро начинают убеждаться в том, что Вадим Эрнстович «знает все». Ведь у него, даже и не по предмету, можно получить самый исчерпывающий ответ.
Чем же столь удивителен и необычен их учитель? Дело в том, что он потерял зрение в 12 лет, в 1959 году, в результате осложнения после менингита. Болезнь лишила его зрения, но не сломила силы духа и воли к жизни. Уже через два года Вадим Эрнстович выучился читать по системе Брайля, по рельефно-точечной записи. И среднее образование получил не в специальной, а в обычной мышкинской школе, закончив ее в 1967 году. Проблемы выбора дальнейшего жизненного пути не было. Юноша хотел стать только учителем и стал им, продолжив старинные семейные традиции. Ведь его бабушка, Илария Петровна Салтычова, в девичестве Аврамова, тоже учительствовала. В 1913 году она после обучения на Высших женских курсах получила право преподавания сразу нескольких дисциплин: истории, русского языка и литературы, английского, немецкого, французского языков! А отец бабушки, Петр Георгиевич Аврамов, известен как основатель медицинского факультета Нижегородского университета и его первый декан. Кстати, обе сестры бабушки тоже были учительницами. Стал преподавателем истории и брат Вадима, Валерий.
Сейчас в подготовке уроков Вадиму Эрнстовичу помогают магнитофон и «говорящая книга» из областной библиотеки – записанные на пленку книги и журналы. А все необходимые учебники, школьные и вузовские, перенесены для него в рельефно-точечную запись. С ними учитель и приходит на уроки.
В свободную минуту Вадим Эрнстович любит рассказывать ребятам о русских романсах. В юности он был активным участником художественной самодеятельности, отдавая тогда предпочтение эстрадным мелодиям. А сейчас очарован романсом, творчеством Вадима Козина, Изабеллы Юрьевой и Олега Погудина. Именно романс кровно связан с историей, в нем отражены судьбы целых поколений.
И еще одна большая любовь сопровождает Вадима Эрнстовича всю жизнь – собаки. Тринадцать лет была рядом с ним восточноевропей-ская овчарка-проводник Рекс. Оказывается, такие собаки умирают на несколько лет раньше своих обычных собратьев, так как очень переживают за хозяина... Сейчас у Вадима Эрнстовича тоже есть ласковый и преданный друг – рыже-белая болонка Шумка. И хотя Шумке не дано познать все тонкости исторической науки, она прекрасно знает, что ее хозяин – самый лучший. Каждое утро провожает его на работу, а вечером – встречает...
А рабочее утро Вадима Эрнстовича начинается с планерки. Он класс-ный руководитель у группы П-21. К своим воспитанницам-второкурсницам, среди которых большая часть сироты, он относится по-отечески тепло и заботливо.
– Я вполне удовлетворен профессиональной деятельностью, – говорит Вадим Эрнстович. – Надеюсь, что мои знания и опыт пригодятся подрастающим поколениям. А без учительской работы жизни просто не мыслю...
Администрация ПУ-34, весь педагогический и ученический коллектив поздравляют Вадима Эрнстовича Нитца с Днем учителя и желают ему крепкого здоровья и дальнейших творческих успехов.
//Елена БАЛАШОВА. Мышкин.