А как можно завидовать тому, что изначально находится вне категорий зависти? Подобные мысли обычно посещают меня, когда случай преподносит встречу с чудом, рожденным руками человека.
Так было и на сей раз. Забежав по своим журналистским делам в центр современного искусства «Арс-Форум», я, привычно скользнув глазом по залу арт-гостиной «Нет ли чего-нибудь новенького?», замерла перед группой изящных скульптур. Матовый блеск дерева, никакой конкретики в очертаниях – ни легко узнаваемых лиц, ни реалистичных фигурок; так, некая мысль, облаченная в застывший абрис формы. И магнетизм энергетики, почти осязаемым шлейфом окутывающий эти лаконичные работы. Под каждой скульптурой (а на выставке их было чуть больше десяти) не менее лаконичная подпись – имя автора. Игорь Голяков.
Не ошибусь, если предположу, что это имя мало о чем говорит завсегдатаям вернисажей. Игорь не знаменит, не может похвастаться весомым перечнем коллективных и персональных выставок... Более того, эта экспозиция – первая в его творческом досье. Если на то пошло, он даже не профессиональный художник. Не считать же за некий образовательный минимум детское и юношеское увлечение рисованием. Ах да, была еще и армия с вынужденным добровольно-обязательным оформлением ленинских уголков и выпуском стенгазет с боевыми листками. Пожалуй, единственный плюс подобного «образования» – приобретенный жесткий самоконтроль и внутренняя дисцип-лина.
...Позволю себе одно небольшое лирическое отступление. Однажды я разговорилась на тему профессионального образования с достаточно известным в городе дизайнером. У нее за плечами не только дипломы об окончании художественных школы и училища, но и «красные корочки» престижной столичной Строгановки. В приватной беседе (потому я и не упоминаю ее имени) художница пожаловалась:
– Знаешь, многие знания – многие печали. Я только сейчас это поняла. Иногда вертится в голове что-то эдакое, а как возьмешь карандаш, рука автоматически выдает заученные ранее штампы. Поэтому я всегда говорю: бойся соблазна что-то у кого-то срисовать. Как рисуется слон, как рисуется петух? Пусть он будет смешной, но это будет твой слон, твой петух. Надо уметь видеть, что делают другие, и забывать, и придумывать свое.
В этом плане Игорь Голяков избавлен от необходимости «забывать» чужое. Он просто придумывает свое, не считаясь с общепринятыми канонами. Наверное, именно поэтому его работы так искренни и непосредственны.
Однако я вынуждена предостеречь вас от рождающегося автоматически снисходительного пренебрежения – «А-а, так это самодеятельный художник? Так бы сразу и говорили». Да, ни званий, ни регалий, ни дипломов, ни корочек члена Союза художников. Но много ли вы знаете самодеятельных авторов, которые выставляются в одной из ведущих арт-галерей города наравне с маститыми и признанными персонами? Нет? Вот и я не знаю.
Основная работа Игоря Голякова тоже связана с деревом. Он столяр, работает в частной фирме, специализирующейся на производстве мебели. Так что характер и душу дерева он чувствует не только интуитивно, но и вполне профессионально.
Откуда Игорь черпает идеи для работ? Да отовсюду. Толчком может послужить и необычный музыкальный пассаж (авангардный джаз – еще одно его увлечение), и запавший в душу во время путешествий пейзаж (каждый отпуск художник проводит на воде, будучи отчаянным байдарочником), и просто коряга необычной формы. И ведь не ленится – тащит ее домой за тридевять земель.
– Пусть отлежится, – считает художник, – а там, глядишь, и мысль какая-то конкретная придет в голову.
Словом, случись что – вот оно тебе и пожалуйста. Как говорится, «у нас с собою было».
Несмотря на то, что режет скульптуры из дерева Игорь уже лет десять (датировка – не его конек), даже для небольшой экспозиции работы набрались с трудом. И дело не в том, что их так мало – просто почти каждая вторая работа, едва на ней высохнет лак, приобретает постоянное место прописки – «частная коллекция такого-то...»
Однако и та малая толика, что дошла до широкого зрителя, успела произвести достойное впечатление. Работами ярославца заинтересовался один из самых известных эмальеров России, владелец частной арт-галереи Михаил Селищев. И предложил Игорю устроить персональную выставку в Ростове, на берегу озера Неро. Сегодня с работами скульптора Игоря Голякова познакомятся не только ростовчане, но и многочисленные гости города. Ведь ни один из приезжих туристов не покинет Ростова, не забежав хоть на минутку «в гости к Селищеву».
Будем надеяться, что в скором времени творческое досье Игоря пополнится еще не одной строкой о состоявшихся и предстоящих вернисажах. Поверьте, он этого достоин.