Дело в том, что не оказалось здесь тех, кто должен был переступить порог школы впервые – девчонок с бантами в нарядных платьицах и мальчишек в красивых костюмчиках. Даже традиционный первый школьный звонок пришлось давать ученице 11-го класса (на снимке). Из начального звена остался только один четвертый класс, в котором учится всего 18 человек, да и тот был открыт благодаря огромным стараниям директора Татьяны Борисовны Грачевой.
Отсутствие малышей в школе Татьяна Борисовна связывает со спадом рождаемости в середине 90-х годов. Количество детей, проживающих в микрорайоне, резко сократилось. Да и тех родители стараются пристроить в спецшколы. Пять лет назад в первый класс удалось набрать только 13 человек, но из-за «низкой наполняемости класса» всех малышей перевели в школу № 1.
Всего в новом учебном году в 64-й школе будут учиться 245 человек. Сейчас вводится подушевое финансирование образовательных учреждений, поэтому у их школы, по словам Татьяны Борисовны, самое тяжелое материальное положение в Кировском районе. Но к новому учебному году все же удалось отремонтировать столовую, сделать нехитрый косметический ремонт, хотя здание, построенное в 1935 году, нуждается в капитальном. Но на него, как и на приобретение необходимой мебели, установку противопожарной сигнализации, денег нет.
– Собирать средства с родителей рука не поднимается, – говорит директор. – Ведь в школе учится много детей из многодетных и малообеспеченных семей. Хотя родители, видя наше бедственное положение, помогают в силу возможностей.
В школе работает очень молодой педагогический коллектив – треть учителей молодые специалисты. Среди них есть и выпускники этого учебного заведения, которым небезразлична его судьба. Порой им приходится очень непросто: в школе учатся дети из проблемных семей и детских домов, к которым необходим особый подход.
– К нам часто приходят ребята из других школ. Там они не смогли учиться, чувствовали себя лишними и непонятыми,– говорит педагог-психолог Ольга Войнова. – Чтобы помочь им адаптироваться в новой обстановке, я провожу с ними различные социально-педагогические, развивающие тренинги, командные психологические игры. Для некоторых детей необходимо специальное обучение, поэтому в школе есть и коррекционные классы.
По мнению директора, социально-психологическая служба работает хорошо, хотя для занятий есть только небольшой уголок в актовом зале. Есть у них и один уважаемый «сотрудник» психологической службы – это кролик Клепа. По мнению психологов, кролики хорошо снимают стресс и напряжение, а на протяжении учебного года случиться может всякое. Даже некоторые учителя после уроков наведываются его погладить.
Многие родители всерьез озабочены тем, что школу могут закрыть. Но директор заверила: все дети обязательно будут доучены.
– Мы не теряем надежду открыть первые классы,– говорит Татьяна Борисовна.
Заместитель начальника управления образования мэрии Ярославля Валентина Малютина считает по-другому:
– Все идет к тому, что школу придется закрывать. Мы, конечно, дадим возможность всем ребятам ее закончить, а потом здание передадим в распоряжение Провинциального колледжа. Ведь сегодня он уже занимает там шесть кабинетов.