В последнее время национальный фонд по оценке развития образования в США начал бить тревогу. Девочки все сильнее вытесняют мальчиков из академической сферы, а послед--ние все чаще остаются на второй год и переходят на индивидуальное обучение с диагнозами «неспособность к концентрации внимания» или «сверхвозбудимость».
Причина, как считают некоторые эксперты, проста: современная школа устроена по «женскому» образцу. Там надо сидеть по рядам, молча выслушивать объяснения учителя и делать аккуратные записи.
Большинству девочек все это дается без труда, а вот у мальчиков зачастую возникают проблемы. И прежде всего потому, что их система восприятия построена по-другому. Мальчики гораздо лучше воспринимают материал, если у них есть возможность двигаться, что-то делать руками и в шутливой форме общаться с учителем. По словам директора самой крупной частной школы для мальчиков в США University School Рика Хоули, «это лишь вопрос темперамента. Мальчики не хуже и не лучше, чем девочки. Они просто другие, а потому и учатся по-другому».
Раньше считалось, что раздельное обучение «хорошо для девочек и плохо для мальчиков». Однако сейчас ситуация в корне меняется.
В наши дни кабинеты, учебный план и стиль общения в школе легко приспособить для воспитания мужчин. Школы для мальчиков в глазах общественного мнения превратились в реальную альтернативу, позволяющую маленькому мужчине избежать многих горестей школьной поры. И Рик Хоули твердо уверен: «создание школ для мальчиков – тот путь, которым мы должны сегодня идти».
Исследования подтверждают, что мальчики добиваются больших успехов в учебе, если учатся отдельно от девочек. Так, австралийские ученые в течение шести лет проводили мониторинг оценок за контрольные, полученные 270 тыс. учащихся, и установили: отметки мальчиков, обучающихся отдельно от девочек, на 15 – 22 процентов выше, чем в школах со смешанным составом. К таким же выводам пришли и ученые из Кембриджа.
Почему-то в последнее время американские ученые интересовались всерьез только школами для девочек. Если кто и писал о школах для мальчиков, то, как правило, в шутливо-анекдотическом ключе. Серьезное обсуждение преимуществ этого вида обучения начали преподаватели, учащиеся и представители администрации таких престижных школ для мальчиков, как Roxbury Latin и Belmont Hill School.
По их мнению, преимущества «однополого» обучения неоспоримы: у мальчиков в «чисто мужской среде» существует меньше причин отвлекаться, они не так боятся задать в классе «глупый вопрос», и им легче поддерживать шутливый тон с учителями, что не всегда возможно в присутствии девочек.
Главным преимуществом раздельного образования его сторонники считают отсутствие социального давления, которое заставляет мальчика из «смешанной школы» стараться быть «мачо». Обучаясь отдельно от девочек, считают они, мальчики быстрее постигают, что можно и по-другому выразить свою принадлежность к мужскому полу.
По мнению директора школы Belmont Hill Рика Мелвойна, «в школах для мальчиков само окружение избавляет ребят от навязчивых «мужских» стереотипов». А это, считает он, позволяет им уделять больше внимания учебе, отношениям с учителями и саморазвитию. По его словам, в школе Belmont Hill мальчикам не нужно лишний раз доказывать свою «мужественность», если они предпочитают не заниматься спортом, а петь в хоре или играть в школьных спектаклях. А если у мальчика что-то не получается, там не станут дразнить его «девчонкой».
По мнению учителя художественных ремесел из школы Roxbury Latin Брайана Бакли, обучение в школах для мальчиков дает ребятам уникальную возможность безо всякого смущения заниматься тем, что в обычных школах считается занятием «для девчонок». Например, вышивать по канве, заниматься лепкой или рисовать тушью. «В смешанных школах, где я преподавал раньше, все места на занятиях по художественному развитию доставались девочкам, – отметил он. – А здесь и у мальчиков появился шанс. Они не боятся выглядеть смешными, и, кстати, многие хорошие спортсмены из нашей школы с удовольствием занимаются этим предметом».
Важным преимуществом соз-дания системы школ для мальчиков директор нью-йоркской школы Collegiate School Керри Бреннан считает также предоставляемую там мальчикам возможность «подрасти, не форсируя темпов. В обычной школе среди девочек с их опережающим развитием это невозможно».
Конечно, у «однополого» обучения есть и противники. Многие считают его противоестественным и убеждены, что лишенные девчоночьего общества мальчики вырастут неуклюжими и неловкими в общении с противоположным полом.
Возникают и опасения, что этим мальчикам будет впоследствии трудно адаптироваться к совместному обучению с девушками в высших учебных заведениях. Однако большая часть самих мальчиков не видит здесь особых проблем. Многие со смехом уверяют, что все разговоры о том, что школы для мальчиков представляют собой разно-видность монастыря, не более чем миф.
По словам детского и семейного терапевта Майкла Томсона, раздельное обучение, возможно, и не является панацеей от всех бед. Однако, считает он, «в школах для мальчиков обучение, бесспорно, мужское, в то время как в смешанных школах, к сожалению, слишком велика опасность, что у него будет женское лицо».
«Газета.Ru».