Министр образования России Андрей Фурсенко выставил на обсуждение педагогов пути развития реформы образования. Первым высказал свое мнение предшественник Фурсенко на посту министра Владимир Филиппов.
Как сообщили «Газете.Ru» в Министерстве образования и науки, с 23 по 31 августа этого года пройдет V Всероссийский интернет-педсовет. Учителям предстоит понять, как проводить дальше реформу образования. Министр образования и науки Андрей Фурсенко уже сформулировал и предложил для широкого обсуждения ряд вопросов, представляющихся ему наиболее важными. Они таковы: «Что нам делать с единым госэкзаменом?»; «Нужны ли школе новые стандарты?»; «Кого готовят вузы?» и нужно ли россиянам «Учиться всю жизнь?».
Предполагая, что итоги дискуссии могут во многом определить дальнейший ход реформы системы российского образования, «Газета.Ru» по-просила прокомментировать вопрос о ее целесообразности и задачах помощника премьер-министра России по вопросам образования Владимира Филиппова.
– Министр Фурсенко открывает перечень вопросов, выносимых им на обсуждение, с вопроса о ЕГЭ. Что вы думаете по этому поводу?
– Считаю абсолютно правильным, что вопрос о едином государственном экзамене будет обсуждаться с учителями. Нельзя принимать решение по ЕГЭ без учета их мнения. Однако с моей точки зрения априори, что подавляющее большинство директоров школ и учителей выступят против единого госэкзамена. И это естественно, поскольку по сути дела это то же самое, что и спросить их: хотите ли вы сами ставить оценки учащимся или чтобы результаты вашей работы оценивали независимые комиссии в рамках ЕГЭ?
О том, нужен ЕГЭ или нет, надо спрашивать не учителей, а родителей и выпускников школы. Причем с моей точки зрения прежде всего нужно выяснить мнение родителей по двум позициям. Во-первых, что им и их детям удобнее: сдавать выпускные и вступительные экзамены одной или двумя сериями. А во-вторых, что бы они предпочли: подавать документы на поступление, как сейчас, в один-два вуза или иметь возможность на основе ЕГЭ по-ступать в несколько вузов одновременно. Ну, скажем, в десяток. И сделать надо, конечно же, так, как удобно родителям и детям.
А учителям правильнее было бы задавать вопросы по технологии проведения ЕГЭ, и прежде всего по контрольно-измерительным материалам (КИМ). Общеизвестно, что нынешние КИМы неидеальны. Вот и надо спросить учителей, в чем они видят проблему КИМов и как их можно улучшить. Это будет профессиональный разговор, и учителя, как специалисты, смогут предложить много полезного.
– А в чем проблемы перехода на новые стандарты школьного образования?
– Предлагая к обсуждению эту тему, министр Фурсенко справедливо отмечает, что если мы решили перейти на профильное образование в 10 – 11-х классах, то придется вводить и предпрофильную подготовку на более ранней стадии обучения, а значит, менять содержание образования практически на всех ступенях школы. Понятно, без этих изменений обойтись нельзя, и думаю, что большая часть учителей поддержат введение профильной и предпрофильной подготовки. И не просто поддержат, а подскажут, что тут можно улучшить.
Но главная проблема в другом. Наши школьные программы до сих пор слишком сильно перегружают детей, хотя уже давно была поставлена задача по их разгрузке. К сожалению, вследствие принятой у нас почасовой оплаты труда сами педагоги заинтересованы в сохранении или даже увеличении этой нагрузки. И это понятно, ведь чем больше часов ведет учитель, тем больше его зар-плата. Здесь кроются корни противоречивости позиции учителей по этому вопросу.
– А сам Фурсенко с вашей точки зрения знает ответы на эти вопросы? Он уже определился, в какую сторону дальше двигать реформу образования?
– О том, каким курсом пойдет дальше реформа образования, говорить пока рано. Ведь еще ни одного решения новое министерство не приняло. И не могло принять, поскольку только что образовалось.