Есть в Швеции местечко под названием Mikaelsgarden, что в переводе со шведского означает «двор Михаила». Это лечебно-педагогический институт для детей в возрасте от семи до семнадцати лет. Фактически маленькая деревенька, стоящая в поле, со всех сторон окруженном хвойным лесом. Красные домики тесно прижаты друг к другу и в солнечный день подмигивают сквозь деревья проезжающим мимо машинам своими белыми крышами.
Домики с белыми крышами
Деревенька была построена в тридцатые годы прошлого века и предназначалась для проживания детей, имеющих незначительные психические отклонения, к тому же оставшихся без родителей. И случилось так, что сегодня волею судеб там работает воспитателем наша землячка, двадцатилетняя ярославна Алина Берковская. Она-то и согласилась рассказать нам о том, что такое специальный детский приют по-шведски.
Попадают сюда дети по разным причинам: от кого-то из них отказались родители, а иных мамаш лишили родительских прав из-за того, что они наркоманы или алкоголики. Здесь же малыши находят настоящую любовь и надежную защиту от всего того зла, которое может причинить им мир. Девять лет они обучаются по специальной программе, а затем их направляют на работу в Salto, это тоже местечко для «иных», где есть столярная мастерская и пекарня. Именно в Salto они получают возможность плавно войти во взрослую жизнь, научиться зарабатывать деньги и чувствовать себя в этом мире уверенно. А ведь для таких людей это самое главное. У них свой взгляд на мир, порой нам непонятный, но в некоторой степени они гениальнее нас, потому что ближе к Богу, а значит, ближе к истине.
Сегодня в деревне живут 50 ребят, за ними ведут неусыпный надзор 150 сотрудников и педагогов, которые круглые сутки оберегают их и учат уму-разуму. Государство тратит на это из бюджета по 150 евро в день на ребенка. Заработная плата здешнего воспитателя – 18 тыс. крон, или 1500 у. е., минус 33 процента налог и вычеты за питание. На каждый домик приходится по шесть воспитателей, которые регулярно сменяют друг друга.
Белоснежка и семь гномов
Итак, наша героиня Алина начинает свой рабочий день в 7 утра с того, что готовит на завтрак подопечным геркулесовую кашу. В 7-30 – подъем. Но так как воспитанники у нее необычные, то и будит их от крепкого сна она необычным способом. Алина берет губную гармошку, или флейту, или гитару и наигрывает тихую мелодию, обходя все семь комнат, пробуждая ото сна «маленьких гномиков». Они сладко потягиваются, слыша волшебную музыку, и просыпаются в отличном настроении. В 8-00 детвора завтракает, а в 8-30 собирается в актовом зале школы, встает в круг и поет утреннюю песню, причем для каждого сезона она своя. Дети берутся за руки, привет-ствуют друг друга и новый день и расходятся по классам.
До 16 часов они прилежно учатся. Все это время воспитатели наводят в домиках порядок и придумывают вечерние развлечения. После школы Алина встречает своих малышей на пороге домика. Отдохнув и подкрепившись, они играют в городки, прятки, качаются на качелях, словом, занимаются всем тем, чем принято заниматься в столь юном возрасте. В 20-00 дети до тринадцати лет расходятся по своим комнатам, и им запрещается из них выходить, там они либо читают, либо ложатся спать. С теми, что постарше, Алина пьет вечерний чай, беседует о прошедшем дне или ведет «разговоры за жизнь», рассказывает им о России, стране необычной, полной загадок и тайн. Дети ее внимательно слушают, а потом идут спать.
В выходные дни занятий в школе нет. Малышей везут в бассейн, музей, боулинг либо в театр на детский спектакль.
Маленькие всезнайки
Несмотря на свой нежный возраст, все воспитанники Алины от «а» до «я» знают закон о защите прав ребенка. Воспитателям строго-настрого запрещается и пальцем прикасаться к детям, хотя иногда непослушный малыш и напрашивается на хорошую затрещину. Но волю рукам никто дать не может, так как все знают, чем это грозит. Ребенок сломя голову бросится к телефону и примется звонить в полицию, крича, что его убивают или насилуют. Эта невинная шутка обернется для воспитателя судебным процессом со всеми вытекающими последствиями, причем судья непременно встанет на сторону ребенка.
Кстати, бывало и такое, что психически неуравновешенные дети брались за нож и бегали по домику с дикими воплями. А воспитателю приходилось, сжав нервы в кулак, уговаривать дитятю остановиться и одуматься. Впрочем, в этих случаях на помощь педагогам приходят психологи, а также квалифицированные медсестры.
Каникулы и праздники в «Простоквашино»
Как и в любой нормальной стране, здешние дети имеют право на отдых. И в зимние или летние каникулы их везут развлекаться. Этой зимой они ездили в горы, где катались на сноубордах, санках и лыжах. Причем Mikaelsgarden специально «арендовал» одну из гор для своих подопечных. Летом же воспитанников отправляют на дачу к одному из «отцов дома», где они отдыхают и телом, и душой, забывая обо всех неурядицах. Конечно, я тут же спросила у Алины, кто это – «отцы дома»? И девушка мне все подробно разъяснила. Оказалось, что у каждого дома есть свой босс, который по четвергам встречается со всеми его шестью воспитателями, и они целый вечер обсуждают накопившиеся за неделю проблемы и принимают решения, как быть и что делать дальше. Ведь с такими детьми приходится несладко, и мудрый совет опытного специалиста нужен как воздух.
На Рождество «отец дома» превращается в Святого Николая (Дедушку Мороза). Долгожданный праздник начинается с самого утра, потому что все обитатели деревни независимо от возраста свято верят в то, что Дед Мороз действительно существует. В 19-00 прихожая домика заставлена горящими свечами, притягивающими волшебство. Дети занимают «боевые посты» у окна и, 2 – 3 часа не двигаясь с места, ждут прихода сказочного Деда. Наконец в назначенный час он появляется торжественный и важный, склонившись под грузом мешка с подарками, желает всем счастливого Рождества, колдует над свечками, бросает мешок и... убегает. Детишки тут же устремляются к подаркам, на которых, кстати, не написаны их имена, и здесь начинается самое важное.
– Как же они узнают, где чей подарок? – спрашиваем мы у девушки.
Алина загадочно прищурилась:
– За день до Рождества наставники покупают подарки, а потом придумывают для каждого ребенка какой-либо стишок, характеризующий только его одного, и прикрепляют к вожделенному дару. Дети читают стишки и угадывают, кому что принесли.
В каждой стране есть ум-ственно отсталые дети, но не надо их считать обузой нации, как это принято в России. Своими судьбами эти ребятишки расплачиваются за ошибки безответственных родителей. Приезжая в Ярославль, Алина встречает таких детей, но никогда не отворачивается, подобно многим землякам. Этому она научилась в Швеции. Именно там она поняла, что открытая улыбка прохожего, а не безразличный или, того хуже, презрительный взгляд дарит этим малышам тепло, которого им так не хватает. Бывает, она заговаривает с ними о погоде, о не приходящем вовремя транспорте, да какая разница о чем? Главное, она дает им почув-ствовать, что с ними интересно общаться. Впрочем, сами попробуйте, и вы все поймете.
Маша | 29.12.2011 в 02:09 | ответить0
Алина-молодец!