Издалека слышно, как на перроне вокзала Ярославль-Главный залихватски играет духовой оркестр. Это в детский лагерь «Сахареж» провожают очередную летнюю смену. Заполошные родители, бабули-дедули дивятся и умиляются: музыканты-то тоже совсем дети, вон тому малютке согромными тарелками и семи-то нет... А как играют!
Образцовый детский духовой оркестр ДКЖ – гордость Ярославля и всей Северной магистрали. Вооруженные звонкой медью бравые гусарчики в голубых мундирах – непременные участники Дня города, Дня железнодорожника и многих торжественных мероприятий. И всегда их выход имеет большой успех. Зрители просто в восторге от происходящего чуда: такие маленькие, а играют не хуже взрослых! Репертуар оркестра поражает разнообразием. Для малышей исполняются незабвенные «Голубой вагон», «Чебурашка», детские мелодии. Старшему поколению посвящена целая ретропрограмма – вальс, танго, фокстрот, марши... Ветераны, самые благодарные слушатели, светлеют лицами, смахивают слезы. Хотите услышать шлягеры «Битлз»? Пожалуйста. Но «коронные номера» юных музыкантов – классика, которая, по их собственным словам, и сложнее, и интереснее. Гвоздем программы обычно становится «Триумфальный марш» из оперы Верди «Аида». Некоторые произведения ребята исполняют в движении. Кстати, другие гражданские оркестры региона дефиле не делают, потому что играть и маршировать одновременно – архитрудно.
Бессменного дирижера и создателя этого маленького феномена Станислава Рябцева называют волшебником. Как ему удалось превратить горстку обыкновенных пацанов в блистательный музыкальный коллектив – загадка. Говорят, учителя 25-й железнодорожной школы, что по соседству с ДКЖ, приходили в священный ужас, видя, как попавшее в оркестр школьное хулиганье на глазах преображается.
– Педагогом надо родиться, – улыбается Станислав Викторович в ответ на мои попытки выведать секреты его волшебства. – Воспитанию, дисциплине, культуре общения уделяю особое внимание. Но главное в моей работе – азарт. Приходит карапуз, ничего не умеет – и вдруг через какое-то время начинает играть... А вообще с детским коллективом нужно жить одной жизнью. Ребята и тебя воспитывают – ты должен постоянно быть в тонусе, подтягиваться.
Сам Рябцев когда-то тоже играл в детском оркестре. Начал с малого барабана, освоил трубу, а в 17 лет взял в руки тромбон и не расставался с ним до пенсии. Кстати, на пенсию духовики выходят рано: по тяжести их труд приравнивается к ремеслу стеклодувов. Служил Станислав Викторович на Урале в военном оркестре. После армии хотел остаться военным музыкантом, но в Свердловске вакантных мест не оказалось. Зато дирижер оркестра Ярославского зенитного ракетного училища ответил на письмо приглашением. А через два года, в 1963-м, молодого тромбониста переманил у ракетчиков открывшийся Ярославский цирк. 20 лет работы в цирковом оркестре закончились бы для Рябцева заслуженным отдыхом, если бы не приятель, предложивший «подхалтурить» в ДКЖ. К тому времени цирк, где по два месяца приходилось играть одно и то же, музыканту успел надоесть. Новая же работа захватила целиком.
– Сам на представлении, а все мозги – здесь, – вспоминает мой собеседник. – Сразу понял, что создаваемый детский оркестр для меня не халтура. Что-то намного большее. И через год перешел в штат ДКЖ.
Всего несколько лет потребовалось Рябцеву, чтобы выпестовать первоклассный коллектив, который с конца 80-х годов начинает лидировать среди детских оркестров Ярославской области. В 1989 году подопечные Станислава Викторовича занимают первое место на российском конкурсе, в котором состязались юные музыканты из пяти областей. Многие участники состоявшегося в 2001 году в Москве съезда железнодорожников России до сих пор помнят мальчишек, покоривших всех своей игрой сначала в фойе ЦДКЖ, а потом в праздничном концерте.
– Наверное, – признается Рябцев, – ничего бы у нас не получилось, если бы не Анна Ивановна Шепелева, долгие годы проработавшая директором ДКЖ. Детский оркестр – воплощение ее чаяний и надежд. Анна Ивановна всегда душой болела за ребят. Многого мы добились именно благодаря ее любви к детям и постоянной поддержке.
Пообщаться с оркестрантами мне довелось на одной из ежедневных репетиций. «Вон тем малюткой» оказался первоклассник Боря Титов. Однажды старший брат привел его с собой в оркестр – не с кем было оставить дома. Малыш быстро освоил ударные и теперь участвует даже в самых ответственных выступлениях. А десятиклассник Андрей Галкин, трубач, уже планирует поступать в музыкальное училище, консерваторию.
– Музыка – она не для денег, этим жить надо, – считает Андрей. – Нам и Станислав Викторович говорит: музыкант – всегда бедный, если не нищий... Трудно ли научиться тому, что мы умеем? Нет, если нравится, если играешь с любовью. А вот из-под палки точно не получится. Я с восьми лет в оркестре. Сначала воспринимал занятия как долг, потом вошел во вкус. Сейчас игру здесь совмещаю с гитарой в школьной рок-группе.
Воспитанники Рябцева – основной кадровый резерв духового оркестра испытательного центра железнодорожных войск, что в поселке Шевелюха под Ярославлем. Получив в ДКЖ отличную базу, старше-классники начинают параллельно заниматься в настоящем военном оркестре и затем проходят там армейскую службу. Его дирижер Анатолий Зубарев не раз с благодарностью отзывался о Рябцеве и его детище. Это он научил ребят в «Сахареже» выполнять сложнейшее дефиле. Кстати, оздоровительный лагерь «Сахареж» для юных оркестрантов не только место летнего отдыха, но и главная «точка роста». Здесь детский творческий коллектив становится единым организмом, не случайно отряд духовиков – всегда лучший по дисциплине. Каждый вечер ребята дарят лагерю час духовой музыки, не говоря уже о репетициях, концертах и «музыкальном сопровождении» распорядка дня. Родители музыкантов спокойны: знают, что Станислав Викторович заменит им в лагере и отца, и мать.
А вот у самого художественного руководителя и дирижера образцового детского духового оркестра, заслуженного работника культуры Станислава Рябцева сегодня есть поводы для беспокойства. Во-первых, здоровье детей. Среди новичков все меньше способных к обучению. Болезни, нарушения психики, ослабленные память и внимание – все это мешает нынешним ребятам овладевать даже элементарными навыками игры. Во-вторых, музыкант-ветеран мечтает передать основное дело своей жизни в надежные руки.
– На мое место должен прийти молодой, увлеченный музыкант, талантливый и энергичный педагог, – говорит Станислав Викторович. – С удовольствием буду помогать ему, делиться опытом. Главное – чтобы наш маленький оркестрик продолжал жить и развиваться, радовать и удивлять своей игрой ярославцев и всех, кто неравнодушен к духовой музыке. Надеюсь, что так и будет.