Оно в течение последнего года уже пережило две реорганизации, Москва до сих пор не разрешила ему проводить прием абитуриентов на следующий учебный год!..
Обычно в апреле столичные начальники спускали училищу директиву о возможности набрать студентов на фиксированное число бюджетных мест. Сейчас начало июня, а разрешения нет. Как сообщили газете преподаватели училища, директору на прошлой неделе позвонили из Москвы и сказали: набора в этом году не будет.
– Официальный документ об этом уже принят, но до нас пока не дошел, – рассказала преподаватель педиатрии Наталья Холодкова. – Это значит, что в следующем учебном году у нас после выпуска останется на три группы студентов меньше. Соответственно у преподавателей сократятся и количество учебных часов, и зарплата.
Сейчас здесь 267 студентов на трех специальностях: сестринское дело, лечебное дело, стоматология. Более половины получают образование за свои деньги (700 рублей в месяц платят будущие медсестры и 1300 – стоматологи). 15 – 20 процентов учащихся – «целевики», которых направили за знаниями из соседних регионов.
Последние годы набор на бюджетные места сокращается. Если в 2000 году в училище приходило более 100 новых учащихся, то в 2002-м разрешили набрать только 20 человек. В этом году училищу отказали не только в наборе на бюджетные места, но и запретили привлекать студентов на коммерческой основе, несмотря на наличие спроса.
– Если так пойдет, то в итоге у нас останется одна группа фельдшеров, с которой должны заниматься 17 преподавателей, – говорит преподаватель терапии и сестринского дела Светлана Оралова. – Нас вынуждают самих уходить – если в следующем учебном году у меня будет в месяц 300 учебных часов, я же не буду работать за 500 рублей?
Судьба учебного заведения решается не в Ярославле, а в Москве: в прошлом году оно стало Ярославским филиалом Московского медицинского колледжа железнодорожного транспорта МПС России. Поменяли директора, переоформили имущество на нового собственника и стали работать без статуса юридического лица. В феврале училище получило лицензию на право заниматься образовательной деятельностью до 2009 года.
Переподчинение создало проблемы с зарплатой. Пока получали новую печать, искали перечисленные деньги, прошло несколько месяцев. В итоге с декабря по конец марта преподаватели сидели без денег. В марте они написали жалобу в государственную инспекцию по труду. Деньги нашлись, и в апреле выплатили все долги.
Но тут училище попало под новую реорганизацию. Теперь приказом МПС его «отцепили» от Московского медицинского колледжа и подчинили Ярославскому филиалу Российского государственного открытого технического университета путей сообщения МПС России (РГОТУПС).
Зачем сугубо техническому вузу медучилище в виде факультета – неизвестно. Известны только потребности Ярославского филиала РГОТУПСа в помещениях для обучения студентов – сейчас он квартирует на площадях железнодорожного техникума и занимает три аудитории в медицинском училище. Четырехэтажное здание училища общей площадью 3038 кв. м с тренажерным залом, буфетом, актовым залом, кабинетами и лабораториями очень лакомый кусок, уверены преподаватели.
– В марте к нам приезжали руководители Ярославского филиала РГОТУПСа и сообщили, что у нас будет сокращение персонала. Также они подтвердили, что теперь мы будем работать на одной территории, – рассказывает Наталья Холодкова.
В чем же причина тихой ликвидации Ярославского медицинского училища МПС? Неужели на железных дорогах нет потребности в медсестрах и фельдшерах? Педагоги уверены: такие кадры нужны, и они могут их готовить на высоком профессиональном уровне. Однако в ОАО «Российские железные дороги» считают иначе.
В письме начальника дирекции медицинских учреждений РЖД М. Артамонова от 1 декабря 2003 года начальникам всех медицинских училищ и колледжей МПС сообщается: «Комплектование медицинских кадров среднего звена осуществляется в основном путем свободного найма выпускников из территориальных учебных заведений. Врачебно-санитарными службами железных дорог на 2006 – 2008 годы не заявлена потребность в специалистах со средним медицинским образованием на Северной железной дороге (Ярославский филиал Московского медколледжа)». Это значит, что необходимость специального медицинского училища, которое бы готовило кадры для железных дорог, в Ярославле отсутствует. Если надо, наймут и выпускников обычных медицинских колледжей.
Преподаватели медицинского училища еще надеются достучаться до высоких начальников и доказать, что они нужны и ликвидировать их нецелесообразно. Педагоги пока не ищут новую работу, что в случае необходимости сделать будет достаточно сложно. В больницу их могут взять на минимальную зарплату, как и выпускника медакадемии.
А главная проблема – дипломы, которые получат выпускники училища, а ныне – подразделения Российского государственного открытого технического университета путей сообщения МПС России. Как посмотрят на дипломы такого вуза в медицинских учреждениях?