суббота 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 17 мая 2003

Храм науки

Большинство ярославских высших и средних учебных заведений трудно назвать храмами науки. Старые стены неопределенного цвета, неуютные коридоры, аудитории с полусломанной мебелью, почти полное отсутствие современных технических средств, нищенская зарплата преподавателей - вот удручающая картина нашего просвещения последнего десятилетия. Мы успели привыкнуть к тому, что именно на образование у государства нет средств. Но не все руководители учебных заведений смирились с подобным положением вещей. Техникум железнодорожного транспорта три года назад от своих собратьев по образованию ничем не отличался. Сегодня это современное, технически оснащенное учебное заведение. Идеальная чистота, уютные кабинеты, цветы в холлах и картины на стенах - это лишь внешние перемены. Произошли большие изменения и в учебном процессе. А начинались все перемены три года назад. Преподаватель высшей категории с 20-летним стажем, отличник просвещения Вера Николаевна Лаптева, к удивлению коллег, предложила свою кандидатуру на пост директора техникума, место которого было вакантно.

автор Марина ШИМАНСКАЯ.

 

- Вообще я считаю, что главным и на работе, и дома должен быть мужчина. Но тогда сложилась ситуация, что работать по-старому было невозможно, я стояла перед выбором: или уходить, или попытаться все изменить. Я разработала концепцию развития техникума, стратегические направления по учебной работе, технической базе, социальной защищенности преподавателей. Я благодарна, что тогда мне поверили. Сегодня выживает только сильный техникум, в котором работает коллектив единомышленников. И результаты нашего труда налицо: три года назад мы зарабатывали 1 миллион в год, в этом году - 10 млн. рублей. - Вера Николаевна, как удалось найти деньги на огромный и качественный ремонт учебного корпуса и общежития? - Сегодня никто не поможет без бизнес-плана. Убедить в том, что в подготовку хороших специалистов выгодно вкладывать деньги, непросто - у руководителей СЖД много и других проблем. Очень благодарны руководителям Министерства путей сообщения и Северной железной дороги за то, что нас услышали и поняли. Надо сказать, что нужно не только найти деньги, но и правильно ими распорядиться. На 3 года пришлось стать и прорабом, и дизайнером. Но зато теперь все видят, куда были вложены средства. - Какие направления в работе техникума считаете приоритетными? - Обычно в технических учебных заведениях главным считают качество технической подготовки студентов. Забывают, что для хорошей работы нужны люди здоровые. Поэтому и ремонт мы начинали со спорткомплекса: спортзал, тренажерный зал, сауна, футбольное поле, полоса препятствий - все для того, чтобы ребята стали физически сильными. Важное направление - компьютерная грамотность, сейчас без знания компьютера специалисты не нужны. Техникум подключен к Интернету, откуда студенты получают уже больший объем знаний, чем из учебников. И третье направление - воспитание. Вот об этом совсем забыли, а зря. Надо воспитать хорошего человека, тогда быть плохим специалистом он себе не позволит. В техникуме создана воспитательная служба, работают психологи и социологи. - Каким образом поддерживается такая чистота? Какой штат уборщиц надо содержать для этого? - Все убирают и моют сами ребята. Это их дом. Выпускники дарят техникуму картины. Честно говоря, опасались: вдруг украдут картины со стен, цветы испортят. Ничего подобного не случилось, порядок и уют, созданные в техникуме, очень дисциплинируют. У нас по техникуму не ходят в верхней одежде, не курят. Право дышать чистым воздухом выше удовольствий курильщика. К форме одежды мы также предъявляем определенные требования - приучаем к деловому стилю во всем, в том числе и в одежде. - Главное в работе педагогического коллектива - учебный процесс. Что изменилось в этой области в последние годы? - Качество образования - это техническая база и сильные преподаватели. Сейчас подход к преподавателю меняется - нужен не урокодатель, а консультант. Студент должен приходить к преподавателю, владея материалом, а в течение занятия подниматься на более высокий уровень. Систему обучения прошлых лет изменить трудно, не все преподаватели могут быстро перестроиться. Значит, чтобы повысить качество образования, работать надо с педагогическим коллективом. Но изменить стереотипы обучения, сложившиеся за десятилетия, сложнее, чем найти деньги для ремонта. У нас привыкли получать деньги не за качество преподавания, а за количество отработанных в просвещении лет, по-моему, это неправильно. И таких неправильностей много. - Как вы работаете с педагогическим коллективом? - Добиться качественного преподавания можно, только изменив систему оплаты труда. Это процесс болезненный, вызывающий много споров, но без этого движения вперед нет. Три года назад средняя зарплата преподавателя была 1192 рубля, сегодня - 5 тысяч, есть педагоги, которые получают 7 тысяч рублей. Разница ощутима, теперь коллектив позитивно относится к новой системе оплаты труда. Суть системы в том, что вся работа преподавателя, кроме уроков, учитывается в баллах и оплачивается. Научная работа, разработка методических пособий, проведение открытых занятий, кураторство, оформление кабинета - все занесено в шкалу доплат, разработанную методическим советом. Теперь каждый преподаватель, оценив свои возможности, сам прогнозирует себе зарплату. Экспертная комиссия проверяет учетный листок, заполненный преподавателем, где отражены все виды выполненных работ, а я только издаю приказ о начислении дополнительных выплат. Эта система хороша и тем, что никто не может обвинить администрацию в предвзятом отношении к педагогу. У некоторых преподавателей получается до 180 процентов к зарплате. Но чтобы получить эти деньги, надо много и качественно работать, и это зависит не столько от стажа, сколько от способностей преподавателя. За стаж работы всем педагогам, кто отработал более 20 лет, идет 30-процентная доплата. Но ценить надо в первую очередь то, какие знания они сегодня дают студенту. Конечно, те, кто привык к уравниловке и не хочет работать дополнительно, свои материальные позиции снизили. Таких единицы, и путь у них один: перестать считать заработанные деньги в карманах коллег и начинать работать. - Поясните, пожалуйста, что значит графа "За здоровый образ жизни" в системе дополнительных выплат? - Парадоксально, но у нас преподавателям выгодно болеть. Часто болеющие получают к отпуску сумму в два раза большую, чем те, кто работал весь год. Мы подумали и ввели доплату за здоровый образ жизни, за умение работать без больничных. Сколько я выслушала: и негуманно это, и аморально. Но мы не снижали оплату тем, кто болел, а поощряли тех, кто здоров. И ведь больничных стало гораздо меньше! - Оценка качества преподавания в любом учебном заведении - процесс болезненный. Как вы работаете в этом направлении? - Надо проверять не преподавателей, а процесс. Научиться спокойно обсуждать проблемы вместе - что еще можно сделать, чтобы повысить уровень преподавания. У нас регулярно административное совещание заслушивает работу подразделений техникума - не с целью выявления плохих и хороших, а с желанием поднять качество образования на должную высоту. Мы должны доказать себе и всем, что мы - сильное учебное заведение. Тогда будем нужны и Северной железной дороге, и городу. Вот тогда нас будут поддерживать. - Вы много лет работали в техникуме при советской системе образования. Как вы ее оцениваете? - Там было так много хорошего, оно обязательно должно вернуться на другом уровне, в других формах. У нас есть соревнование на лучшую группу, победители награждаются поездкой в другие города. В техникуме работает хореографическая студия, мечтаем о своем театре. Решаем вопрос о предоставлении ссуды преподавателям на приобретение путевок, на улучшение жилищных условий. Все это необходимо для интересной, полноценной жизни, это дает ощущение стабильности. - Как техникум будет развиваться дальше? - Сегодня необходимо сотрудничать не только с СЖД, но и с другими предприятиями, другими областями. Сегодня студенты вместе с дипломом техника могут получить удостоверение оператора ЭВМ. Узкие специалисты сейчас ценятся меньше, а вот если ты еще и иностранным владеешь, знаешь бухгалтерские программы, можешь работать секретарем-референтом, то возможностей у тебя гораздо больше. Мы взяли направление на создание колледжа на базе техникума, нам это по силам. Три года назад по рейтингу среди техникумов МПС мы были в 4-й группе, а в этом - во второй, готовимся в первую. Планов очень много, но одна я ничего не сделаю - только вместе, всем коллективом. Конечно, один человек перевести техникум на рельсы нового времени не может. Но и коллектив без лидера этого не сделает. Уже перестав удивляться безукоризненному внешнему виду техникума, разумно и грамотно построенной системе образования и воспитания, спросила Веру Николаевну: "Кто вы по профессии?" "Я - движенец", - ответила она, наверное, не предполагая, насколько точно отражает это слово ее человеческую суть. Есть люди, которым Богом дана способность двигать вперед любое дело, а время, даже самое непростое, заставить работать на себя. Фото Дмитрия ШИМАНСКОГО.

Читайте также
  • 11.01.2013 Система и её ценности Концы и начала – года, жизненного цикла, телевизионного проекта – по самому факту своего осуществ­ления предполагают возникновение
  • 06.01.2013 Ишня снова с водойЕсли новогодний праздник около трёх тысяч жителей посёлка Ишня в Ростовском районе встретили без холодной воды, то к Рождеству вода в кранах появилась
  • 04.01.2013 Авария на водопроводе в посёлке Ишня в намеченные сроки не устраненаКак мы уже сообщали, в посёлке Ишня Ростовского района около трёх тысяч человек перед новым годом остались без холодной воды. До сих пор работа водопровода не восстановлена.
  • 16.01.2009 «Тройку» нужно запретитьВ последнее время всё чаще в СМИ обсуждаются вопросы качества образования. Вместе с тем существует и другая проблема, о которой мало говорят или искажают
  • 05.09.2007 Лев РАЗМОЛОДИН: «Реформа может увязнуть в пустых разговорах»Государственная система высшего образования постепенно переходит на коммерческие рельсы. Однако не все с этим согласны. В последний год в Ярославле студенты
  • 18.10.2006 Нет мира под оливамиВ Ярославском техникуме легкой промышленности – конфликт. После назначения директором Валерия Филипповича Ковтуна в учебном заведении началась холодная война.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают