Участники ее – ученики 8 – 11-х классов – съехались в Ярославль из разных уголков области. В основном победители городских и областных олимпиад. Они знают, что почем, поэтому первый заданный ими вопрос на открытии касался апелляций, если вдруг кто-то из участников олимпиады не согласится с оценками. Организаторы не ожидали такой осведомленности от юных талантов. В их планы не входила эта важная процедура, хотя в положении об областной олимпиаде она имеется. Чтобы замять тему, детей грубо обрывали, но они настойчиво добивались четкого ответа. Так, уже с самого начала была заложена некая нервозность, которая затем стала нарастать, как снежный ком. По ходу олимпиады обнажились и другие противоречия. Например, на каждую параллель приходилось по одному члену жюри, хотя по положению должно быть не меньше трех. Причем на проверку заданий у одиннадцатиклассников (21 человек в группе) ушло всего полтора часа. Можно ли назвать ее качественной? Вызывают недоумения критерии оценки: правильный ответ – 10 баллов, неправильный – 0 баллов, похож на правильный – 5 баллов. При этом совершенно не учитывались идеи, мысли, нестандартность и оригинальность решений, хотя согласно положению целью олимпиады должно быть выявление именно таких качеств.
Обычно после первого тура производится разбор заданий. Этого практически не было, а посему ребята не узнали о своих ошибках, их водили за нос с апелляциями, которые в конце концов отказались рассматривать. К тому же проходила олимпиада на фоне грубых выпадов и оскорблений в адрес участников. «Тупица, банда, бездарный человек, истерик» – лишь неполный перечень эпитетов, которыми награждали лауреатов и дипломантов взрослые. Одному из ребят вообще заявили, что его место в колонии для несовершеннолетних преступников, другим пригрозили, что путь в ярославские вузы им будет закрыт. Порой доходило и до смешного: у одного из мальчиков учителя пытались отнять лежавший на парте пирожок, а расческу и вовсе выбросили в коридор. Даже итоги олимпиады дети не узнали. Так и разъехались по домам.
Обо всем этом и говорилось на совещании, прошедшем в «Олимпе», в котором приняли участие директор центра Е. Прокофьева, представитель департамента образования И. Бучина, родители и дети. Мнения своего по поводу случившегося ни Е. Прокофьева, ни И. Бучина не озвучили. Зато родители решительно потребовали поднять вопрос о целесообразности восстановления заочной школы, которая устраивала всех.
Для выяснения ситуации департамент образования создал комиссию.