Как малограмотная студентка переписала "Войну и мир", рассказывают "Известия". Преподаватель Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, который вел на первом курсе социологического факультета предмет "Культура русской речи", наотрез отказался ставить Наде Федотовой зачет. Когда она искренне спросила, что же ей теперь делать, неординарный профессор Дементьев пошутил: "Перепишите "Войну и мир". Но студентка принялась за дело всерьез. В день переписывала по пять-шесть глав. К середине октября закончила первую часть и поняла: такими темпами к сессии до Бородинского сражения не дойдет. Приходилось писать ночью. Чтобы сэкономить время, брала эпопею на лекции. Надя успела переписать только первый том нетленного произведения и блестяще сдала зачет! Эта история может быть воспринята как анекдот, но методика переписывания была разработана еще до революции учеными русской классической гимназии: сначала прочитываешь текст с книги, потом воспроизводишь на бумаге, а затем перечитываешь этот отрывок со своей тетрадки. В ходе дозированного переписывания крупных текстов вырабатывается моторная память. Так что филологи не видят в случившемся ничего из ряда вон. В конце концов жена Льва Толстого сделала то же с романом мужа несколько десятков раз, а Чернышевский увлекался переписыванием книг Лермонтова.
* * *
Однако в школах того же Саратова такие методы внедрения грамотности не пройдут: чтобы учителя не замучили детишек, там следят специальные уполномоченные, сообщает "Комсомольская правда". Благодаря им школьники имеют право на предварительное уведомление о контрольной работе; одну контрольную в течение дня; отдых во время перемен и каникул; уйти с урока при отсутствии учителя в течение 15 минут после звонка. А сами уполномоченные клянутся "защищать права и достоинство учащихся, родителей и педагогов, добросовестно исполнять свои обязанности, быть беспристрастным и принципиальным..." Их избирают на общем собрании участников образовательного процесса путем тайного голосования большинством, не менее 2/3, голосов участников собрания. Они назначают себе помощников, в том числе не менее 3 школьников. Уполномоченным может быть только совершеннолетний - учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог, родитель. Но занимающему в школе административную должность это место получить нельзя. Он работает на общественных началах и руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, уставом школы, правилами школьной жизни. Независим и неподотчетен школьным органам и должностным лицам. Все это придумал Александр Ландо, уполномоченный по правам человека в Саратовской области. Его идеи уже не раз будоражили демократическое сознание российских граждан. Он добился закрытия вытрезвителей, создания комиссии по помилованию и был инициатором открытия публичных домов. А потом предложил ввести в каждой школе должность как бы третейского судьи, способного разрешить конфликты между учениками, родителями и учителями. В качестве полигона для испытания новшества были выбраны 11 саратовских школ. Идея не была с восторгом принята учителями. Особенно после того, как они познакомились с документами, согласно которым их ученики имели полное право потребовать извинения за резкие высказывания в их адрес, за задержку урока по вине учителя, за преследование школьников со стороны учителя или всего педколлектива, за моральное давление на юную поросль. Однако за отчетный период к уполномоченным обратились около полутора тысяч школьников, они миром разрешили более шестисот конфликтов. В результате эту должность ввели во всех школах области. Саратовским нововведением заинтересовались соседние регионы. В городе прошел первый слет защитников детей. Но вот что интересно: а без уполномоченных добровольцев правды искать в школе выходит не у кого? Что тогда делают психологи, родительские комитеты, попечительские советы? Может, не надо вводить в школу дополнительных контролеров, а просто дать учителям достойную зарплату - и они перестанут нервничать?
* * *
О воспитательном компоненте в школьной программе размышляет и "Российская газета". Государственный образовательный стандарт, который находится в стадии доработки, не дает внятной формулировки по этому вопросу. Между тем именно нынешнее, в некотором смысле "упущенное" поколение школьников, став взрослыми, способно инициировать социальный взрыв в России. К 2025 году можно ждать новой пугачевщины. В русской истории есть прецеденты. Третье, не пуганное ордынцами поколение русичей вышло на Куликово поле. Третье, непоротое поколение дворян вышло на Сенатскую площадь. Третье поколение вольноотпущенных, но не обученных свободе крестьян вышло в 1917 году "разрушать до основания". Вот и третье "отвязанное" от тоталитаризма поколение в очередной год солнечной активности может выйти, чтобы так же "бессмысленно и беспощадно"...
Ольга Лапшина.