Святая церковь напоминает нам в этот день, что перед наступающим Великим постом мы непременно должны простить всех своих ближних, которые когда-либо оскорбили нас, если сами желаем получить прощение своих грехов от Бога. Более того, каждый раз молясь молитвой «Отче наш», мы молим Господа именно так простить наши согрешения, как сами мы обещаемся прощать «должником нашим». Интересно заметить, что слово «простить» в церковно-славянском языке имеет значения: исцелиться, освободиться, очиститься, выпрямиться. Быть по-детски простым и бесхитростным, уметь легко прощать и не стыдиться просить прощение – это воистину признак духовного здоровья и залог спасения души. Находясь в храме во время чина прощения, невозможно сдержать слез, плачут все: и старые, и совсем юные, и священники, и певчие, и те, кто всю жизнь прожил в храме, и те, кто оказался в этот день в нем впервые или даже случайно. И вместе со слезами душу охватывает невыразимая, страшная, но почему-то одновременно очень светлая грусть. На какое-то время все становятся детьми, и как ни в какой другой день чувствуешь, что все мы братья, но братья-сироты, сироты при живом Отце, и так хочется к Нему вернуться, вернуться и никогда больше не уходить. И там, у Его колен, увидеть и обнять всех своих братьев и сестер. Время Великого поста – семь седмиц, сорок девять дней; собственно пост – шесть седмиц, плюс Страстная седмица, особенная. Весь этот период как одна, но очень длинная и мучительная ожиданием бессонная ночь. Ночь рядом с умирающей – собственной душой. Покаянно оплакивая которую, имеем упование милостию Божию воскресить ее в Утро Светлого Христова Воскресения. Теперь понятно, что нет ничего общего между настоящим постом и диетою: голодаем на диете мы для здоровья тела, а постимся – скорбя о погибающей душе, отлученной от Бога. Цель диеты – укрепление плоти, а поста – укрепление духа и подчинение ему плоти через ее утеснение. Более того, пост состоит вовсе не только и даже не столько из воздержания в пище, а прежде всего из воздержания в осуждении людей, из воздержания языка в сплетнях и сквернословии, из воздержания чувств от всего низменного и похотливого. «Се ныне наста время приятно, се приближается день спасения, святый сей Великий пост, честный прообразованный от Бога. В онь же входяще очистим души и телеса от всякого зла. Се бо дни очищения суть от свара и гнева, лжи и клеветы, зависти и татьбы, осуждения и пиянства, блуда и объядения. Вся та, братие, злая сотворения отвергше, восприимем истинное покаяние, да приближимся к Богу частыми молитвами, слезами и милостынею, да омыем прегрешения наши, не человеком похвалу являющи пощения нашего, но Богу ведущему вся». (Иоанн Златоуст «Слово о Посте»). Иерей Александр СМИРНОВ.