В центре столь знаменательного события, свершившегося в присутствии многочисленных представителей средств массовой информации, городских и районных органов власти оказался молодой инженер Дмитрий Федоров. Ему, начальнику смены станции, выпала честь пускать новый котел в эксплуатацию.
– Мы втроем отвечали за пуск котла, – вспоминает Дмитрий Константинович. – Я и двое машинистов. Работать на таком оборудовании одно удовольствие. Вместо целой шеренги приборов с показаниями, как на старых котлах, десятков ключей, которые надо поворачивать, многочисленных задвижек и вентилей, которые надо открывать и закрывать вручную, – компьютер с мышкой и три дисплея. На экранах видно сразу всю схему, и всем оборудованием можно управлять, не отходя от компьютера.
С весны этого года Дмитрий Федоров заступил уже на более высокую должность заместителя начальника производственно-технического отдела крупнейшей в Ярославле теплоэлектроцентрали. Теперь он правая рука начальника отдела Алексея Писарева и в его ведении не отдельное оборудование, а все огромное хозяйство ТЭЦ, разработка программы ее реконструкции, режимы работы станции, учет вырабатываемой элек-трической и тепловой энергии.
Для инженера с шестилетним трудовым стажем это назначение – стремительный рост.
На первый взгляд улыбчивый и добродушный Дмитрий при ближайшем знакомстве оказался человеком не по возрасту серьезным и целеустремленным, а крепкое рукопожатие выдало хорошую спортивную подготовку.
– В школе играл в хоккейной команде, в Ивановском энергетическом университете хоккейной команды не было, занимался легкой атлетикой, большим теннисом, сейчас хожу в тренажерный зал, – ответил он на вопрос о своих увлечениях.
Учился Дмитрий легко. Школьная подготовка, класс с математическим уклоном, дала ключ и к высшей математике, и к специальным дисциплинам, студенческие годы вспоминаются с удовольствием. И это несмотря на то, что статус Ивановского энергетического очень высок. По уровню подготовки специалистов вуз уверенно держит второе в стране место после МЭИ. Две трети инженеров ОАО «Ярэнерго», включая топ-менеджеров энергосистемы, – выпускники этого университета. Вместе с Димой на факультете учились ребята со всей страны – от Сахалина до Кольского полуострова.
Тем не менее выпускника с хорошими и отличными оценками в дипломе по окончании вуза ожидали не письменный стол в отделе и белый воротничок специалиста, а спецовка рабочего. Ему предстояли новые «университеты», более сложные, чем Ивановский.
– В РАО «ЕЭС России», – замечает Дмитрий, – сложилась особая система подготовки менеджеров. Прежде чем стать руководителями даже малого участка производства или станции, они должны освоить рабочие профессии, чтобы все оборудование знать не по учебникам, а пощупать руками. Иначе нельзя. У нас производство повышенной опасности. Громадные температуры, высокое давление. Ошибок быть не должно.
Три месяца Дима проработал слесарем котельного цеха ТЭЦ-3. Призвали в армию. Отслужив год, повзрослев, вернулся на то же рабочее место. Почти год учился, чтобы сдать экзамены на машиниста котла, пока не освоил оборудование так, что с завязанными глазами смог бы разыскать нужный вентиль среди паутины труб – обвязки котла и аппаратов. Еще год учился на старшего машиниста, полгода – на начальника смены котельного цеха, год – на начальника смены всей станции. Сессии этого рабочего университета волновали больше студенческих. Кроме ежегодных экзаменов по техминимуму у въедливых инспекторов экзамены предшествовали и каждой новой должности. Вот почему при пуске седьмого котла нисколько не волновался. С компьютером он уже давно был на «ты». И за условными обозначениями на дисплее ясно представлял каждый узел оборудования.
– У нас уже готовится документация на оснащение автоматизированными системами управления всех котлов и турбин станции, – делится своими планами Дмитрий. – Переоснащение, конечно, потребует крупных инвестиций. Но их результатом станет то самое сокращение издержек, которое намечено РАО «ЕЭС России». К экономии топлива – главной составляющей наших затрат – ведет и строительство современных установок парогазового цикла, таких, какую сейчас пускают на Тюменской ТЭЦ-1. У них коэффициент полезного действия выше, чем у наших паровых котлов. Вся трудность в том, что эта техника стоит немалых денег.
– Не противоречит ли в связи с этим курс на модернизацию энергетики призыву замораживать тарифы?
– Нельзя сокращение затрат, как и сокращение кадров, доводить до абсурда. Тарифы должны расти, раз цены на топливо растут, но не так быстро.
Реальная же экономия мне видится в реструктуризации отрасли, сокращении непрофильных производств. Вот мы в будущем году объединяем в одну генерирующую компанию все три ТЭЦ, Тенинскую и Ляпинскую котельные. Эффект будет не только в сокращении кадров и целых дублирующих звеньев, но и в концентрации средств на перевооружение станций.
На ТЭЦ-3 Дмитрия Константиновича считают перспективным руководителем, не случайно так быстро он прошел трудные ступени рабочих университетов – от слесаря до заместителя начальника отдела.
– Ответственный, исполнительный, с большим потенциалом знаний, – сказал о нем главный инженер станции Александр Лобанов. – Когда мы внедряли автоматизированную систему управления, он оказался одним из немногих специалистов, которые в информатике как рыба в воде.
Но сам Дмитрий понимает, что сессия его рабочих университетов не имеет конца, как и совершенствование в многогранной профессии энергетика.