Чиновники обвиняют автора в излишней субъективности подачи материала и политизированности издания. Якобы по такому пособию школьники не могут изучать новейшую историю. Между тем многие учителя, наоборот, высоко оценивают труд Долуцкого именно из-за его четкой авторской позиции.
Все дело в том, что автор не совсем благоволит сложившейся политической ситуации в стране, считает, что она тем более опасна в предвыборную пору. Долуцкий позволяет себе усомниться в приверженности идеям демократии нынешнего Президента России, а между строк читается, что он сторонник авторитарного управления страной. Интересно, подумали ли чиновники о том, что запрет учебника лишний раз наводит именно на такие мысли?
Казалось бы, время репрессий в прошлом. И тем не менее учебное пособие вдруг объявляется чуть ли не запретным, хотя до этого оно свободно продавалось два года.
Как бы то ни было, но, наверное, судьбу опального учебника следовало бы решать людям, более компетентным в вопросах образования, а главное, менее идеологизированным.
Естественно, редакции стало интересно, как случившееся отразится на наших школьниках. Оказывается, никак. Поскольку издание не входит в региональный перечень, департамент образования его не закупает, и в школах его не найти.
Что касается наших чиновников, то до них информация доходит, видимо, не сразу. Когда мы попросили прокомментировать ситуацию, никто не был в курсе. Более того, пришлось обойтись без их помощи и в поисках, казалось бы, элементарной информации: есть ли вообще такой учебник в школьных библиотеках. Никто ни в управлении образования мэрии, ни в областном департаменте не смог направить нас по нужному адресу.
Впрочем, стоит ли удивляться, мало кто из учителей-историков знает о существовании скандальной книги. Но некоторые наиболее продвинутые считают, что этот учебник очень даже неплох.
Например, Ирина Алексеевна Федорчук, учитель истории в провинциальном колледже:
– На мой взгляд, «История» Долуцкого – замечательный двухтомник. У меня есть ученики, которые используют его в качестве дополнительного пособия, и результаты очень хорошие. Вообще эта книга рассчитана больше на учреждения с углубленным изучением истории, для средних школьников этот вариант слишком сложен.
На данный момент, как сообщили нам в городском отделе развития образования, наибольшим спросом в городских школах пользуется «Всемирная история. ХХ век» для 11-х классов Н. В. Загладина.
Так что, пока Москва решает свои вопросы и разыгрывает очередные скандалы, ярославские школьники спокойно продолжают учиться. А уж чему, это зависит от школы и конкретного педагога.