пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 24 октября 2003

120-летие Ростовского «пароходства»

В 1883 году над озером Неро впервые разнесся пароходный гудок. На воду было спущено весьма крупное колесное судно, доставленное в Ростов по частям и здесь собранное. Так началась история местного «пароходства».

автор Виктор ХРАПЧЕНКОВ.

 

Судно стало совершать регулярные рейсы между Ростовом и Угодичами. Они четко регламентировались. Вторник, четверг и суббота были базарными днями в уездном городе, потому судно ходило с паромом на буксире – грузов было много, крестьяне загоняли на паром лошадей с телегами. Другие дни недели отводились исключительно пассажирским перевозкам. Народа на селе тогда хватало, у кассы выстраивалась очередь. Ведь хорошей дороги вдоль берега еще не было. «Пароходство» из единственного судна обзаводилось, тем не менее, своим береговым хозяйством. Например, условия на озере Неро складывались так, что колесник приходилось оставлять на зимовку в Угодичах, а команда, состоявшая из 14 человек, уезжала в Ростов. Дело в неожиданных, но неизбежных подвижках льда. Роза ветров здесь была такова, что ветер с акватории всегда дул в сторону Ростова, а в Угодичах было тихо. Чтобы избавиться от такого неудобства, в 1927 году устроили в Ростове гавань в устье речки Пиги (остатки этого сооружения видны и сегодня). Сюда на зиму стали ставить пароход и два парома (второй появился в 1935 году, грузоперевозки явно росли). При выходе в озеро паромы крепили борт к борту, а пароход тянул их на буксире. Это требовало навыка, так что на паромах находился и свой кормчий, управлявшийся с рулевой лопастью посредством длинного бруса. К сожалению, как рассказывает знаток ростовской жизни, педагог ярославской школы № 36 Виктор Сергеевич Латышев – давний друг «Северного края», первоначальное имя судна установить так и не удалось. В послереволюционные годы называлось оно «Заря свободы». А в 1934 году в честь XVII съезда партии («съезд победителей») переименовали его в «Ударник» (видимо, заря уже отгорела). Судно проложило еще два фарватера. Работа его больших и сильных колес с широкими лопастями, загребавшими воду, не просто баламутила озеро, но отгоняла сапропель и не давала зарастать фарватеру, «торной дороге». Главным в расписании оставался рейс Ростов – Угодичи. Вместе с погрузкой и разгрузкой он занимал полтора часа. То был рабочий рейс. Другой был праздничным. «Ударник» не брал паромов, а принимал на палубу детей и вез их кататься вокруг острова. Виктор Сергеевич Латышев и сегодня с восторгом вспоминает, каким было катание в 1927 году, когда в плавании побывала их группа выпускников детского сада. Был у «Ударника» еще один маршрут. По реке Саре к Поречью-Рыбному сплавляли лес. Здесь его стягивали в огромные «кошели», и пароход тянул их к Ростову, чтобы горожане могли запастись дровами на зиму. Появление парохода дало толчок другим изменениям. На вытекающей из Неро речке Вексе сделали плотину, регулирующую уровень воды в озере. Сооружала ее пожарная команда, имевшая большой обоз и нуждавшаяся в сене для лошадей. С покосов стали снимать два «урожая». Скашивали первый и тут же закрывали плотину. Вода поднималась и заливала прибрежные луга, принося с собой плодородный ил. «Золотое дно» давало второй укос. Долгое время «Ударник» в единственном числе составлял «Ростовское пароходство». Потом присоединилась к нему моторная лодка, собственноручно сделанная (за исключением движка) местным умельцем рабочим Ганюшиным. Других судов, кроме весельных лодок, на Неро не было. Судьба «Ударника» печальна. В послевоенные годы существовала такая организация – управление малых рек Ярославской области (в частности, она занималась плотинами, которых тогда было множество, паромными и другими переправами). В 1958 году это управление модернизировало «Ударника», переведя его с дров на уголь. Но дельного руководителя сменил бывший партийный работник. Проводилась очередная кампания по сбору металлолома. И он отличился на всю область, сдав в утиль целый пароход.

Читайте также
  • 11.01.2013 Новый юбилей – новые надежды Когда главе Ростовского района Владимиру Гончарову горожане задают сугубо зимний вопрос – а не окажется ли «замороженным» на неопределённый
  • 10.01.2013 Юрий Бойко возглавил областной департамент Указом губернатора Ярославской области директором департамента территориального развития Ярославской области с 1 января 2013 года назначен Юрий Александрович Бойко.
  • 28.12.2012 В Ростове появится культурный центр Министерство культуры РФ обнародовало итоги конкурсного отбора городов, предлагаемых субъектами Российской Федерации к размещению многофункциональных культурных центров.
  • 08.12.2012 Дорогой бриллиант достойной оправы требует«Пожар способствовал ей много к украшенью» – так говорил о Москве известный литературный герой... Недавно, после длительного перерыва,
  • 10.11.2012 Пряничные радости Все мы знаем о пряниках тульских, а в музее-заповеднике «Ростовский кремль» открылась выставка, посвящённая пряникам ростовским. Она так и
  • 13.10.2012 Переправа будет жить, потому что нужна людямДолгожданная паромная переправа через Волгу от села Глебова до деревни Сменцево наконец заработала и соединила Брейтовский и Некоузский районы с Рыбинском и Ярославлем.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают