Половина старшеклассников оказались не в силах уразуметь смысл примитивного текста из учебника. Столько же затруднились изложить своими словами и прокомментировать сообщение, предложенное в трех вариантах – бытовом, газетном и деловом. Лишь треть экзаменуемых изъявили готовность высказать собственное суждение о прочитанном. Свыше 40 процентов без пяти минут выпускников причислены исследователями к «группе риска» – то есть к полным неучам.
По официальным данным Минобразования РФ, число «неудов» на прошлогодней премьере единого госэкзамена (ЕГЭ) не превысило 10 процентов по всему кругу экзаменационных предметов. А в этом году самый большой урожай двоек был собран по химии (16,6 процента), алгебре (14,1) географии (12,4) и английскому языку (9,2). В то же время, согласно результатам независимого исследования, количество безграмотных сочинений и нелепых ответов по математике, химии, физике и обществознанию составляет от 50 до 65 процентов! То есть, согласно выводам экспертов, в России безграмотных школьников втрое больше, чем сообщают официальные сводки по ЕГЭ!
Независимое исследование, до странности похожее на то, о котором мы говорим, провел в 1860 году в имении Ясная Поляна граф Толстой. Девять из десяти молодых людей, по его словам, не смогли похвастаться ничем, кроме «механического умения складывать буквы и выводить слова», да и то с ошибками.
По стопам графа Толстого не так давно пошел американский социолог А. Гордон, поставив забавный эксперимент под названием «Школьный экзамен на улице». Переезжая из города в город, он задавал случайным прохожим по существу те самые вопросы, которые входят в программу ЕГЭ. Почти 90% американцев не смогли ответить, сколько планет в Солнечной системе, при какой температуре закипает вода, что такое водород и где на карте расположены Китай, Франция и даже их собственная родина!
Эксперимент социолога подтверждает уже довольно давние выводы группы экспертов Института Гэллапа: 90 процентов канадцев, американцев, англичан, японцев, итальянцев, шведов, немцев, мексиканцев и россиян не выносят из школы ничего, кроме чувства исполненного долга и отвращения ко всяческим наукам. Они честно прошли все предметы, сдали и забыли. Так же, как и их учителя, подавляющее большинство которых в результате «контрольной», устроенной тем же Гордоном, не смогли осилить и половины экзаменационных вопросов по естествознанию образца... 1860 года за пятый класс русской гимназии.
Что получается? Школа из последних сил выбивается (у нас практически бесплатно, в Америке – за бешеные деньги), уча других тому, чего не знает и сама. Осталось понять: зачем она это делает? Зачем вам или мне, к примеру, знать температуру кипения воды, если чайник и без того, когда надо, нам с вами обо всем «пробулькает»? И где видели вы пассажира, перелетающего бизнес-классом из Америки во Францию с глобусом под мышкой?
«Контрольная для контролеров» показала: 66 процентов учеников обнаружили полную неспособность работать с дополнительными источниками информации – таблицами, диаграммами, графиками, схемами. Равно как и с техническими паспортами и инструкциями к приобретаемым в магазинах товарам. И что – разве это мешает школярам свободно гулять в Интернете, пользоваться мобильником и осваивать «методом тыка» новейшую видео- и аудиотехнику?
До сих пор у нас принято думать, что в школьном коллективе дети быстрее умнеют, взрослеют, вживаются в общество. А по последним американским данным выходит: и так, и не так. Сотрудники Национального института исследований домашнего образования (NHERI) пришли к выводу, что у детей, обучающихся дома, успеваемость выше, чем у учеников общественных школ, и, как ни странно, выше контактность! Может, потому, что дома нет звонков, страха получить двойку, взаимного притворства и «единого меню»? Среди опрошенных американцев, обучавшихся в детстве по месту жительства, ни один не оказался безработным, а 94 процента заявили, что домашнее образование сформировало их характер.
Стандартно-типовая школа, с ее серыми унифицированными программами и пляшущими на детских нервах едиными экзаменами, на фоне этих цифр теряет свой авторитет уже не только как учебное, но и как воспитательное учреждение – место массовой социализации детей. Увы, она по-прежнему готовит, но теперь уже для открытой и свободной экономики, людей с зависимым характером, в массе своей боязливых, безответственных...
Недаром и наш президент забрал обеих дочерей, Машу и Катю, из «пятизвездочной» школы при немецком посольстве и передал на попечение домашним репетиторам. Еще один аргумент против бессмысленной муштры.
Антон ЗВЕРЕВ, «Новые Известия».