В информационном и технологичном мире нужно учить так, чтобы не ухудшалось здоровье учеников при погружении в мир компьютеров, телевидения, Интернета.
Несмотря на полную компьютеризацию всех школ города, ни одна из них не может позволить себе покупки специальных диагностических комплексов, применяющихся для оценки общего уровня работоспособности человека, функционального состояния его нервной системы. Необходимое для этого оборудование предлагается за десятки тысяч рублей. А таких комплектов для быстрой массовой диагностики на школу нужно несколько. У российских педагогов, занятых уроками, технологий для этого нет. Хотя теперь правильнее сказать – не было.
Творческий коллектив при кафедре физиологии человека Ярославского государственного педагогического университета более пяти лет создает программное и аппаратное обеспечение для оценки возможностей человека при работе с компьютером, функциональных показателей его здоровья в учебном процессе. Исследования были поддержаны двумя грантами губернатора Ярославской области. Создано более десяти диагностических программ, применяющихся в образовательном процессе в ЯГПУ. Была показана их эффективность при характеристике деятельности школьников за компьютерами.
Созданный специалистами кафедры психофизиологический диагностический комплекс «Тетр» в десятки раз дешевле в сравнении с аналогами. По пять его комплектов уже изготовлено и передано на безвозмездной основе в компьютерные классы ярославских школ № 4, 33 и 80 для практического применения. При наличии 5 комплектов, работающих одновременно, обследование класса в 25 человек занимает 15 минут урока. Полученные данные могут служить основой для оценки потенциала здоровья как отдельного ученика, так и класса в целом. Программное обеспечение комплекса позволяет находить результаты обследований любого срока давности, выделять выборки, необходимые для получения усредненных данных, проводить сравнение индивидуальных и групповых результатов. И все обследование могут проводить теперь сами учителя!
Врачи городского центра психологомедикосоциального сопровождения, диагностики и консультирования школьников используют для аналогичных целей метод электродиагностики «ДиаКОМС». Но они могут охватить только несколько школ. Комплекс «Тетр» применялся в обследованиях состояния школьников школ № 3 и 35, по результатам которых было выработано заключение о его применимости для оценки функционального состояния учеников в школах. В нем отмечено, что в условиях школы данные обследований комплексом «Тетр» могут учитываться всеми сотрудниками, ведущими и организующими учебный процесс: врачом школы, школьным психологом, социальным педагогом, классными руководителями, завучами школы и директором. Решаться при этом могут задачи самого широкого круга: от оценки уровня здоровья отдельного ученика до изменения расписания по школе, организации дней здоровья. И решения эти будут обоснованны.
В июне заключение и разработанная программа компьютерного мониторинга была предложена отделу образования мэрии города Ярославля для внедрения во все школы города.
То, что отдача на подобный проект может звучать и в масштабах России, поняли уже в Москве. В школе № 33 побывала телевизионная группа, снявшая сюжет о применении комплекса во время занятий по информатике в компьютерном классе для передачи Первого канала «Большой Обед». По телевидению, правда, сюжет не успели показать – передача перестала существовать. Может быть, так даже и лучше – значимые дела не стоит совмещать с обедом, пусть даже и с большим, и на Первом.
Образование и здоровье населения – те составляющие, что определяют будущее России. Эти сферы общественной жизни объявлены государством национальными приоритетами. Внедрение компьютерных технологий и Интернета в образовании – одна из целей нацпроекта. Да, каждый российский школьник, где бы он ни жил, должен чувствовать себя частью единого информационного пространства мира, должен иметь выход в Интернет. Но всетаки конечная цель образования – сам человек. И дать возможность каждому без исключения ученику оценить самого себя, оценить то, что ты можешь в этом информационном мире, – не менее значимая задача для будущего России. Уверен, что руководство города и области поможет ярославским ученикам быть первыми на пути такого самопознания.