понедельник 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 13 сентября 2003

Отец родной ярославской хореографии

Говоря об Эдуарде Аркадьевиче Хайкине, многочисленные воспитанники относят на его счет анекдот о человеке, которому каждый прохожий говорит «папа». И не только потому, что за более чем сорок лет работы создатель «Волжанки» и «Счастливого детства» воспитал бесконечное множество танцоров, а и потому, что каждого по-отечески опекал и у каждого знал все беды и победы. Сегодня свое семидесятилетие Эдуард Аркадьевич отмечает не за праздничным столом, а, как и полагается человеку творческому, на сцене.

автор Марина НИКИТИНА.

 

– По мне руководитель коллектива должен быть что отец родной. О каждом ребенке должен знать, о его семье, об отношениях с родственниками. Когда я руководил «Счастливым детством», мы специальные анкеты по семьям воспитанников вели, в гости к ним ходили, следили за успеваемостью. Любая творческая группа – одна семья. И в то же время коллектив, даже любительский, должен быть профессионалом в своем деле. Иначе на сцене будет какая-то серая самодеятельность. Начинал творческую карьеру Эдуард Аркадьевич... электриком. Во время учебы в ремесленном училище на родине, в Брянске, занимался в танцевальном кружке. А определиться с дальнейшим выбором помогла армия. Дело было так. Когда представитель военного ансамбля посмотрел в части все местные солдатские таланты, Эдуарду заметил: надо заниматься и развивать способности. А потом прислал вызов, который начальство благополучно скрыло от будущего танкиста. «Нам нужны командиры, а не какие-то танцоры, разные па выделывающие», – таково было резюме. И хотя новость до Эдуарда все же дошла, ничего не оставалось, как подчиниться. Но руководство ансамбля терять столь ценный кадр не желало. Поэтому чуть позже отправили вторичный запрос, после которого отцам-командирам ничего не оставалось, как отпустить несостоявшегося танкиста «па выделывать». По возвращении из армии желание стать артистом по-прежнему томило. Проработав год электриком в Подмосковье, подался Эдуард в танцевальную группу Алтайского народного хора. Потом его пригласили в Красноярский ансамбль танца Сибири, где вскоре он стал ведущим солистом. Гастрольные поездки самого, пожалуй, известного в то время профессионального хореографического коллектива затягивались на несколько месяцев. Дома солист бывал в перерывах – пару дней. Вскоре супруга Эдуарда Аркадьевича – а у них к этому времени уже было двое ребятишек – взбунтовалась. Вопрос был поставлен ребром: или я или... Победила жена. С Ярославлем у Эдуарда Аркадьевича было вагонное знакомство. Когда ездил из Красноярска к маме в Брянск, в долгой дороге все время думал: вот бы обосноваться поближе. Из возможных вариантов приглядел себе Ярославль. Но, как признает сам, оказался здесь по чистой случайности. На очередном фестивале встретил старого знакомого, который и сообщил, что в Ярославле создается ансамбль народного танца. В ответ на приглашение попробовать Эдуард быстро собрал чемодан и приехал на просмотр. По воспоминаниям, дворцовское начальство встретило крайне неприветливо. Ну и что, что солист ансамбля, «без имени, без всего»? Просмотрели урок, который дал Хайкин, задали вопросы и начали обсуждать кандидатуру. А пока дискутировали, эта самая «кандидатура» собрала чемоданы – и домой, в Красноярск. Насилу потом телеграммами вызвали. Первый состав собирали буквально по дворам. Ходили, созывали мальчишек, спрашивали: хочешь чечетке научиться? Она тогда модной была, и многие соглашались. А лет через десять коллектив настолько сильным стал, что зрители не верили, особенно за границей, что он любительский. Во время заграничных концертов представляли всех артистов: этот слесарем работает, этот токарем... Так иностранцы после подходили, с недоверием переспрашивали и просили для убедительности руки показать. – Я никогда не выходил на поклоны. Не люблю красоваться. За меня отвечает коллектив. Ему аплодируют, а мне больше ничего и не надо. Аплодисменты коллективу – самая лучшая оценка для меня. Такого момента, чтобы быть уверенным – вот она, вершина творчества, – не было. Всегда спрашивал себя, что будет дальше. В голове все время должно быть творчество. Только успешно сдал номер, снова мысль крутится: пора создавать новое, интересное. Вот сейчас семьдесят стукнуло, вроде на покой пора. А у меня задумка международный фестиваль танца провести, с парадом по улицам города. Где бы только спонсоров найти... С гастролями объехала «Волжанка» практически весь мир: Россия – от Сибири до Прибалтики, Европа, Америка. Всегда встречали очень хорошо. Однажды в Америке даже полисмены расчувствовались. И это в годы холодной войны! Перед выступлением в небольшом курортном городе рядом с Нью-Йорком зрительный зал оцепили со всех сторон. Не только не пустили на репетицию, но даже не дали и сцену посмотреть, буквально вытолкали взашей балетмейстера. Зато во время концерта настолько были увлечены, что бегали по очереди к выходу и менялись, чтобы все успели на русское чудо глянуть. А полицейский, что сопровождал группу в автобусе, попросил водителя остановиться, куда-то исчез минут на пять, а когда появился вновь, в его руках был огромный поднос с мороженым. Для русских артистов. Хотя никаких конфликтов с «органами» в поездках не было, но всегда чувствовалась их неусыпная забота. – В хореографии рассказать обо всем доходчиво и понятно сложно. Может быть, потому, что не понимали, чиновники редко вмешивались в мое творчество, не мешала мне политика партии и правительства. Самые большие разногласия были по поводу убийства медведя князем Ярославом Мудрым. У меня по ходу танца зверя поднимали на пики и уносили. Принимающий чиновник сказал, что нельзя кровь на сцене проливать. Пришлось просто уводить медведя со сцены. Группу перед поездкой за рубеж просеивали сквозь многочисленные анкеты и собеседования. Все время нас сопровождали «руководители облсовпрофа», как они официально именовались. Причем в капстранах все прекрасно понимали. В Финляндии забавный случай вышел. Хозяева отеля, где мы жили, попросили выступить перед их служащими. Мы показали небольшую программу. Они долго нас благодарили, а когда пришли на завтрак, официантка вдруг приносит мне поднос, весь усыпанный марками. Мол, вы для нас выступали бесплатно, это наш подарок вам. А я им объясняю, что денег у нас и так достаточно, а танцевать бесплатно мы можем сколько угодно, и показываю жестом – провожу ладонью по горлу. Так официантка чуть ли не убежала с подносом, оглянувшись на руководителей «облсовпрофа». Как потом пояснила переводчица, официантка так поняла мой жест: если возьму, мне голову потом отрубят. Интересно финны вышли из создавшегося положения. Подарили ребятам целый чемодан жвачки, она ведь тогда в диковинку была. Едва поднять смогли такую тягу. За более чем сорок лет существования «Волжанки» бессменный руководитель воспитал около пятисот участников коллектива. Хайкина вполне заслуженно можно называть отцом ярославской хореографии: его ученики работают балетмейстерами практически во всех ярославских дворцах культуры. Хотя сам он с сожалением согласился, что любительские коллективы переживают сейчас не самые лучшие дни. – Раньше на занятия шли после работы, и попробуй кто-нибудь хоть раз не прийти. Сейчас все по-другому. Нет, не скажешь, что уходят солисты из коллектива. Просто посещать занятия стали реже. Работа, прежде всего работа. Поэтому и уровень подготовки теперь похуже. Раньше даже родители отмечали: вы что, Эдуард Аркадьевич, с ума сошли? Первое мая, 7 ноября – репетиции, воскресенье, суббота – тоже. О финансировании и говорить нечего. Тогда завод сколько нам денег выделял! А сейчас уж лет восемь костюмы не обновляли. Года три никуда коллектив не выезжал, тоже денег нет. Но ребята все равно молодцы. Танцы – это ведь как вторая профессия, ее бросить сложно. Если бы мне предложили начать жизнь сначала, ничего менять не стал бы. Давно врос в это дело. Уж если на роду написано, что буду танцами заниматься, так даже полученная профессия и армия не помешали. Все равно к танцам вернулся.

Читайте также
  • 28.11.2012 Танцуй, пока молодойВ предстоящие выходные во Дворце культуры «Нефтяник» состоится фестиваль хорео­графического искусства «Танцуй, Ярославия!».
  • 05.09.2012 Инвалид – не инвалид: люди так не делятся «Мяу!», «Вау?», «Ну да…» – стоящие в кругу люди пасовали друг другу подобные возгласы и ничего не значащие
  • 27.08.2012 Инвалид - не инвалид – люди так не делятся«Мяу!», «Вау?», «Ну да…» - стоящие в кругу люди пасовали друг другу подобные возгласы и ничего не значащие в
  • 13.01.2012 Жизнь, наполненная танцем Дому культуры «Гамма» исполнилось 55 лет. Успехами его творческих коллективов гордятся жители посёлка Резинотехника. Одним из таких коллективов
  • 01.06.2011 Чёрный кот стал символом удачи Танцевальный ансамбль «Ляп-Хип-Топ» ярославского дворца культуры «Энергетик» занял 2-е место в 24-м межрегиональном фестивале современного
  • 30.11.2007 «Всё о любви» из Норильска– Браво! Супер! – кричали зрители заканчивавшему выступление краснодарскому коллективу «Мимолётность».
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают