Скоро 1 сентября – начало учебного года. К нему готовятся и ребята, и взрослые.
О том, что нового ожидает школьников и их родителей, в интервью нашей газете рассказывает директор департамента образования Ярославской области
Татьяна Александровна СТЕПАНОВА.
– Татьяна Александровна, насколько школы области готовы к новому учебному году?
– Сейчас однозначно на этот вопрос ответить нельзя, но подготовка их ведется в активном режиме. Если говорить о средствах, то в этом году на ремонт крыш, теплосистем и «косметику» израсходовано примерно столько же, сколько в прошлом году. Но сама подготовка к учебному процессу протекает значительно лучше. На приобретение необходимых в обучении материалов с 1 января текущего года введен норматив бюджетного финансирования обеспечения государственного образовательного стандарта. Это позволило школам стать самим распорядителями средств и выявить тот их минимум, который надо постоянно пополнять.
– Все ли учебные заведения на данный момент соответствуют новым санитарно-гигиеническим нормам?
– Вы знаете, если профессионально вчитаться в эти новые нормы, то там нет ничего нового. Поэтому просто те нормы, которые были, надо выполнять, не забывая, что в школах учатся дети. Все идет обычным порядком, и нет угрозы, что какая-нибудь школа не откроется, не пройдя комиссию СЭС.
Да, у нас есть учреждения, где существует проблема с организацией горячего питания, потому что эти школы располагаются в приспособленных зданиях. Понятно, что там питание будет привозное. Но проблема постепенно разрешается. Со временем количество учащихся будет сокращаться, следовательно, будут освобождаться площади, на которых можно будет открыть столовую.
– охрана в школах будет усилена в связи с участившимися терактами?
– Учредителями школ являются муниципальные округа, и принимать подобные решения – их право. Сегодня вопрос об охране инициируют не только органы власти, но и родители учащихся. Я думаю, что охрану, конечно, следует усилить.
– Насколько актуальна для области проблема нехватки учителей?
– В этом году дефицит кадров намного меньше, чем в прошлом. Если тогда на 1 сентября не хватало около тысячи учителей, то сегодня порядка шестисот человек. Но данные меняются ежедневно. Не хватает у нас сейчас учителей иностранных языков, физкультуры, русского языка. Однако бедственного положения нет. В связи со снижением рождаемости идет сокращение контингента обучающихся, и нас, наоборот, беспокоит то, что вскоре будет высвобождаться большое количество учителей. К 2005 году ожидается, что в школу детей придет на четверть меньше, соответственно потребуется на одну четверть меньше учителей.
– То есть с 1 сентября будут преподаваться все предметы школьного курса?
– Я не могу сказать за все 563 школы. Ситуация меняется каждый день. Сегодня есть учитель, а завтра нет.
– Сейчас учителям разрешено подрабатывать репетиторством на рабочем месте?
– Нет. Заниматься репетиторством – пожалуйста, но в частном порядке. Вести платные уроки в школе запрещено. Это знают все учителя.
– Но тем не менее многие этим занимаются...
– Я на этот счет всегда говорю: представьте мне конкретный пример, только тогда может быть разговор.
– Эксперимент по единому госэкзамену продолжается. Для школьников он очень важен. Почти каждый старшеклассник занимается с репетитором. Тогда, может, имеет смысл узаконить подработку учителей в классах, чтобы помогать своим же ученикам?
– Во-первых, если говорить об эксперименте по ЕГЭ, то следует сказать о его результатах. Все так боялись этого экзамена. Но наши дети с достоинством выдержали испытание. В Ярославской области школьники показали качество знаний по математике выше, чем в других регионах. Четверки и пятерки у 54 процентов ребят. «Удовлетворительно» получили 37 процентов. И девять не справились с тестовым заданием.
– В ярославских школах введено нормативное подушевое финансирование обеспечения государственного образовательного стандарта. Таким образом, каждой школе выгодно, чтобы в ней училось как можно больше детей. А для этого нужно поднимать планку качества образования. Татьяна Александровна, не могли бы вы огласить рейтинг десяти лучших школ города?
– Ни в коем случае. Потому что для оценки качества образования должны быть определенные критерии. На сегодняшний день достаточно четкие показатели еще не разработаны. Но через год, я думаю, мы уже выйдем на рейтинговую оценку деятельности школ.
– Каким образом осуществляется контроль за качеством образования?
– Уже два с половиной года этим занимается центр оценки и контроля за качеством образования, который несет на себе функцию аттестации учебного заведения. Он ведет аттестацию по трем направлениям: самого учебного заведения, педагогических кадров и итоговую аттестацию знаний учащихся. Учитывая эти три параметра, мы можем сказать, что собой представляет конкретная школа.
Поэтому что касается рейтинга школ, то де-факто все его знают, а де-юре мы сможем предоставить его несколько позднее.
– С этого учебного года в Москве будут работать школы полного дня. У нас планируется что-либо подобное?
– Вы имеете в виду школы продленного дня? Это то же самое. У нас они есть.
– Тогда, может, имеет смысл просто организовать досуговую деятельность в школе, открыть кружки?
– А они разве не открыты?
– Да вот многие жалуются, что не открыты. Ведь часто родители отдают своего ребенка в школу поближе к дому, а чтобы он занимался дополнительно, его нужно куда-нибудь везти. Не у всех взрослых есть на это время. Поэтому было бы очень удобно, чтобы ребенок мог приходить после отдыха в школу и заниматься, например, в том же спортзале.
– Спортзалы в школе достаточно загружены, это я сразу могу вам сказать. Но если есть конкретные предложения у родителей, то пусть обращаются. Я думаю, что вместе с управлением образования мэрии мы рассмотрим эту проблему, хотя по возможности стараемся обеспечить детям досуг в школе. Не всегда получается это за счет бюджетных средств, но за деньги родителей это вполне возможно. Здесь есть выход из положения – мы можем приглашать подработать к нам и студентов-физкультурников, и спортсменов, которые вышли на пенсию.
Беседовала Екатерина АБРАМОВА.