И вот чиновники Министерства образования решили вновь заставить молодого специалиста с дипломом учителя пойти работать в школу, а агронома – на село. Если выпускники вузов идут торговать, а не учить и лечить, зачем государство тратило на них огромные деньги? Озаботившись этим вопросом, министерские чиновники, кажется, нашли на него ответ.
Студенты, поступившие на бесплатные места в вузы, будут теперь получать от государства так называемый образовательный кредит. Но эти деньги им на руки не выдадут, их перечислят на счета вузов. Если выпускник, получив диплом, намерен трудиться на благо России и по своей специальности, кредит ему прощается. А если решил поменять специальность или махнуть на Запад, то будь любезен – верни долг родному Отечеству. В недавнем своем выступлении министр образования В. Филиппов сказал, что система образовательных кредитов будет введена уже с 2003 года. Мы попросили прокомментировать очередное новшество в сфере образования руководителей ярославских вузов и службы занятости населения.
Ирина Лоханина, кандидат экономических наук, проректор по образовательной деятельности ЯрГУ:
– Идея образовательного кредита не нова. В начале 90-х уже предлагалось нечто подобное. Заказчик должен был «выкупать» у вуза выпускника, то есть компенсировать стоимость подготовки специалиста. Система не сработала, потому что рыночные отношения между заказчиком, абитуриентом, выпускником и вузом еще не созрели. Предлагаемая идея в своей основе социальная. Но ее хотят подвести под экономические законы, поэтому вряд ли она реализуется. Поначалу предполагалось закрепление кадров в тех регионах, откуда происходит их отток: Урал, Сибирь, Дальний Восток. Выпускникам, которые бы отправлялись туда работать, должен был прощаться кредит. Это была программа привлечения квалифицированных специалистов в отдельные регионы страны.
Сейчас возникла идея брать деньги со специалистов, уезжающих работать на Запад. Я считаю, это старая, державная мысль. Весь мир идет по пути интеграции, расширения образовательного пространства. Мы должны стремиться к тому, чтобы наши дипломы котировались за рубежом, а этот шаг приведет к обратному, к ослаблению международных контактов. Я думаю, намечается совсем другая тенденция. Сейчас студенты пытаются параллельно осваивать несколько образовательных программ. Они учатся у нас, едут за границу, там получают диплом, но не остаются, а возвращаются сюда, устраиваются в совместные фирмы, предприятия. В конце концов, есть какие-то свои, внутренние ценности. Нельзя же только одной экономикой привязать человека к родному Отечеству. Другими средствами надо решать проблему закрепления наших кадров в России. Механический путь решения этой серьезной проблемы есть не что иное, как нарушение прав человека, а сама идея не до конца просчитана и во многом популистская.
Юрий Бородин, руководитель департамента федеральной государственной службы занятости населения по Ярославской области:
– В прошлом году всего 44 процента выпускников педвузов дошли до школы. На селе специалистов до 30 лет лишь 10 процентов. Это говорит о том, что в село молодежь не едет. Причины известны: низкая зарплата, отсутствие жилья. Значит, молодой человек, поступая бесплатно в вуз, заранее знает, что, окончив его, он не пойдет работать по специальности. Главное – получить диплом. Поэтому необходим госзаказ на специалистов, но он должен быть ступенчатым – на федеральном и региональном уровнях. Нужен врач или агроном на село – с соответствующим вузом заключается трехсторонний договор вуз – студент – муниципальное образование (работодатель), в котором должен быть указан срок отработки.
Владимир Афанасьев, ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского:
– «Закрепостить» выпускников вузов – идея не новая. И, я считаю, обреченная на провал. Даже раньше, при обязательном распределении, учителя уезжали из села: не было жилья, зарплата не устраивала. А ведь она была больше по сравнению с нынешней. Меня что настораживает в идее образовательных кредитов: вместо того, чтобы решать вопрос о достойной оплате работы учителей, врачей, агрономов, чиновники думают, как повязать молодых специалистов. Что это значит – возвращать кредит государству? Да все суды будут завалены исками о возврате денег. Как добиться, чтобы все выпускники работали по специальности? Я выскажу парадоксальную мысль: надо плохо учить, чтобы их не взяли никуда, кроме школы с ее копеечной зарплатой. Так что проблему трудоустройства выпускников надо решать комплексно, а не путем насильственного распределения. Мы используем свои методы. Четыре года назад создали филиал в Угличе на базе педколледжа, в этом году открываем в Рыбинске, а в следующем планируем открытие в Ростове. Таким образом мы переносим образование в провинцию, давая тем самым возможность получить его сельской молодежи. С другой стороны, снимается проблема трудоустройства. Так, 90 процентов ребят от первого выпуска в Угличе пошли работать в школы. По итогам прошлого года 70 процентов наших выпускников трудоустроились в сфере образования. Но это не значит, что все они остались в школах. Из 618 нынешних уже 198 пожелали идти в школы.
Фото Вячеслава ЮРАСОВА.