В командно-административную эпоху в нашей стране была создана четко отлаженная система подготовки рабочих кадров. Все профессиональные училища закреплялись за так называемыми базовыми предприятиями, где учащиеся проходили производственную практику, а после окончания учебы оставались на рабочих местах. Заводы охотно помогали училищам во всем.
В период перехода к рынку предприятиям стало не до подшефных: быть бы живу самим. Учебные заведения остались один на один с суровой действительностью: без денег и без поддержки. Именно тогда из ПУ произошел самый большой отток квалифицированных мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин по профессиям.
Поскольку заводы стояли, выпуск специалистов сворачивался. Стали модными профессии, связанные со сферой обслуживания. И многие профессиональные училища откликнулись на эту потребность (см. врезку).
– Да, в одном ряду с сугубо техническими у нас появилась профессия повара, – говорит Владимир Ярцев, директор лицея № 21. – Профессия эта пользуется большим спросом, поскольку стремительно растет число кафе и ресторанов. Причем требуются высококвалифицированные специалисты. Прием идет на конкурсной основе. В прошлом году было два человека на место. А вот на токарей нет конкурса, хотя на предприятиях станочники в последнее время востребованы.
Конечно же, в одном месте учить стряпать и вытачивать детали на станке – это вынужденная мера, позволившая профессиональным училищам в кризисных условиях выжить, сохранить оставшиеся преподавательские кадры, учебно-материальную базу. Надо заметить: за тяжелый десятилетний период ни одно ПУ не закрылось, система начального профессионального образования оказалась жизнеспособной. Но что она представляет собой сегодня?
В результате оттока преподавательских кадров сейчас более половины наставников – люди пенсионного возраста. Молодежь не рвется в профессиональные училища не только из-за нищенской зарплаты, ведь работать там непросто – контингент сложный.
Как правило, в училища и техникумы идут подростки из малообеспеченных и неблагополучных семей. Согласно исследованиям Института развития профессионального образования, среднее образование в ПУ получают дети рабочих (56 %), колхозников и фермеров (13,5 %), служащих (7 %), инженеров (3 %), руководителей
(2 %). Каждый десятый родитель не имеет общего основного образования, 12 процентов – безработные. Материальная обеспеченность семей такова, что каждый двадцатый ученик испытывает постоянное чувство голода, каждый десятый пришел в училище из-за плохого финансового положения в семье.
Но учеба в ПУ лишь частично решает эту проблему. Десять рублей в день «на нос» выделяется на питание, плюс стипендия 80 рублей. И все-таки эти крохи становятся для ребят хоть какой-то поддержкой. Но самое главное – им дают рабочие профессии.
Какова же сегодня ситуация на рынке труда и кого там ищут «оклемавшиеся» предприятия?
– За время простоев предприятий, – рассказывает Юрий Бородин, руководитель департамента федеральной государственной службы занятости населения по Ярославской области, – получилось так, что там «вымылись» квалифицированные кадры самого продуктивного возраста – от 30 до 40 лет. Остались неквалифицированные рабочие и люди предпенсионного и пенсионного возраста. Предприятия стали за-прашивать рабочую силу, а где ее взять?
Да, количество поступающих в профессиональные училища не уменьшилось, но кого там готовят? Когда начали разбираться, оказалось – специалистов модных профессий. Девушек учили на секретарей-референтов. Кому они нужны без высшего образования? Профессиональные училища даже бухгалтеров стали готовить, хотя на бирже труда числятся 400 профессионалов с высшим образованием. За прошлый год на биржу пришли 639 выпускников, и это за минусом тех, кого сразу забрали в армию.
Если обратиться к цифрам хотя бы только по Ярославлю, получается такая картина: при нулевом спросе подготовлены 131 коммерсант, 138 парикмахеров, 42 секретаря-референта. А вот вакансии на предприятиях так и остаются незаполненными. Требуется в 3 раза больше наладчиков и электромонтеров, а слесарей – в 4 раза. В 40 раз больше, чем выпущено, нужно каменщиков и в 10 раз – штукатуров-маляров!
Действительно, начальное профессиональное образование ни по квалификационному составу, ни по виду профессий не соответствует нынешним потребностям рынка труда. Спрос на рабочих четвертого и выше разрядов составляет 75 процентов, а училища выпускают только 14 процентов специалистов выше третьего разряда.
Предприятия выкручиваются как могут. Малые и средние переманивают кадры. В ОАО «Автодизель» требуется 800 рабочих разных специальностей. Для привлечения повышают зарплату, но увы... На Рыбинском судостроительном заводе подняли с диванов пенсионеров – бывших высококвалифицированных рабочих. И наконец, крупные предприятия обратили свои взоры на профессиональные училища.
– Мы стали заключать договоры с училищами, брать ребят на практику, – говорит Виталий Рыбаков, начальник управления по работе с персоналом ЯЗТА. – Восстановили отношения со всеми ПУ, устраиваем для ребят дни открытых дверей, экскурсии по заводу, музею. Многие готовы пойти к нам, но после окончания учебы парней сразу призывают в армию. А когда они возвращаются, им надо повышать квалификацию. Не у всех хватает терпения постепенно продвигаться вверх от маленькой зарплаты.
– В системе начального профессионального образования предстоит существенное обновление в соответствии с современными требованиями рынка труда, – убеждена Надежда Карагезян, заместитель директора департамента образования, председатель комитета профессионального образования. – Только при заинтересованном участии работодателей училища смогут готовить высококвалифицированные кадры для региона.
Впрочем, только «оргвопросами» проблема не исчерпывается. Сегодня юное поколение не рвется к станкам и по другим причинам. Реклама, фильмы создают иллюзию, что каждый может заработать быстро и много. С другой стороны, выросло целое поколение, у которого отцы и матери долгое время работали на заводах по сокращенному графику, годами не получали полностью зарплату. У молодежи поневоле сложилось негативное отношение и к самим предприятиям, и, как следствие, к рабочей профессии в целом.
Наиболее популярные профессии техникумов Ярославля
Профессия учащихся
(процент)
1. Техник-экономист, бухгалтер 946 (9)
2. Техник-строитель 551 (5,3)
3. Медсестра 446 (4,3)
4. Техник автоматизированных систем
обработки информации и управления 408 (3,9)
5. Фельдшер 400 (3,8)
6. Техник по ремонту
и обслуживанию автомобилей 351 (3,3)
7. Юрист 330 (3,1)
8. Финансист 270 (2,6)
9. Коммерсант 254 (2,4)
10. Зубной врач 246 (2,3)
T>
Всего в 19 ярославских профессиональных училищах сейчас получают знания 7317 человек, в 17 техникумах – 10487. По результатам опроса, проведенного Ярославским городским центром изучения общественного мнения, более 55 процентов специалистов – выпускников средних профессиональных учебных заведений работают не по специальности. 38,4 процента выпускников училищ начальной профессиональной подготовки после трудоустройства по специальности через год-два меняют место работы или сферу деятельности.
Наиболее популярные профессии училищ Ярославля
Профессия учащихся
(процент)
1. Автомеханик 894 (12,2)
2. Повар 537 (7,3)
3. Продавец 485 (6,6)
4. Сварщик 430 (5,9)
5. Закройщик 273 (3,7)
6. Парикмахер 257 (3,5)
7. Мастер столярно-плотничных работ 228 (3,1)
8. Бухгалтер 170 (2,3)
8. Слесарь по КИП и автоматике 170 (2,3)
9. Радиомеханик 158 (2,2)
10. Коммерсант 154 (2,1)
T>