А в центрах внешкольной работы (бывших дворцах и домах пионеров) предложат такой перечень кружков и объединений, что глаза разбегаются. Все это замечательно, ибо кому, как не сегодняшним юным и одаренным, вершить судьбы дня завтрашнего?
Но как быть с теми детьми, кто божьей немилостью с самого рождения обречен на жизнь на обочине, с детьми, чьи способности в этой жизни сводятся к простому физическому выживанию, с теми, о ком стыдливо-завуалированно говорят – «с ограниченными возможностями»?
Год назад в центр внешкольной работы Заволжского района пришел новый директор – Юрий Михайлович Новиков. Хозяйство ему досталось немалое, разбросанное по пяти адресам, в весьма запущенном состоянии, но с богатым историческим прошлым. Центр является правопреемником бывшего Дома пионеров Заволжского района, который существовал лет сорок, а то и более. Здание Дома пионеров находилось в таком же аварийном состоянии, как и сама пионерия в перестроечные времена. Посему и раскидали дет-ские кружки и объединения по городским квартирам (приспособив их для занятий) в разных точках Заволжского района. Это то, что касается «материальной» базы наследства.
Что касается части творческой, то сегодня в кружках и объединениях центра занимается более 700 ребятишек. Уже не первый год с большим успехом действует изостудия «Жар-птица» под руководством члена Союза художников России Галины Есафьевой. Недавно в центре прошла персональная выставка юной художницы Любы Полетаевой. Есть интереснейший кружок, шести-семилетние посетители которого увлекаются изображением различных доисторических животных: динозавры и птеродактили не только смотрят на нас с красочных альбомных листов, но и образуют некие объемные композиции – в пластилине, глине, цветной бумаге. Работают творческое объединение «Керамика», кружок мягкой игрушки, студия «Барби»...… И что немаловажно, занятия во всех этих кружках бесплатные. «Мы сознательно не делаем ставку на коммерческие объединения, – говорит директор Юрий Новиков. – Семьи большинства наших ребят просто не в состоянии платить».
Однако в центре Заволжского района (он до сих пор, кстати, так и не обзавелся персональным именем, но над этим сейчас идет продуктивная работа) есть еще одно детское объединение – эксклюзивное. И появилось оно во многом благодаря Юрию Михайловичу. Сам он – дефектолог по образованию, шесть лет отработал в сельском интернате с детьми-олигофренами. Проблемы детей с ограниченными возможностями знает не понаслышке. Для многих из них весь мир заключен внутри так называемых специальных учреждений восьмого типа. Но в интернатах с детьми занимаются педагоги, профессионалы дефектологи, психологи. Та же детвора, что осталась вне государственной опеки, а живет в семьях, с мамами и папами, практически лишена общения со сверстниками. Вот и задумал Юрий Михайлович создать в центре своеобразное реабилитационное объединение для таких детей. Пока откликнулись на призыв общаться немногие – число ребятишек на занятиях колеблется от 10 до 15 человек. С ними работает специалист-дефектолог Екатерина Теряева. Цель занятий не столь высока, как может показаться на первый взгляд: попытаться научить ребенка с диагнозом «имбицил» элементарному – обслуживать себя. С детьми-олигофренами проходят индивидуальные занятия – их пытаются увлечь лепкой, рисованием. Но что самое необычное, ребят с ограниченными возможностями, по одному – по два, под наблюдением психолога постепенно вводят в группы, где занимаются талантливые, одаренные дети. Таким образом, по мнению директора центра, педагоги «убивают сразу двух зайцев» – происходит социальная адаптация детей с умственными отклонениями и одновременно воспитывается терпимость по отношению к ним у детей благополучных.
В практике центра стало правилом проведение совместных праздников. «На Новый год вся наша детвора, не делясь на «умненьких» и «не очень», с упоением водила хороводы вокруг елки, – рассказывает Юрий Михайлович, – и мы не заметили никакого отторжения между этими двумя группами детей. Для нас имело значение даже то, что они держались за руки, не выказывая брезгливости по отношению к «иным». А для дет-ской психологии, которой свойствен максимализм, это очень важно».
Не остаются без внимания в центре и те подростки, кто уже перешагнул возрастную планку 16 лет, а как известно, именно этим возрастом ограничивается посещаемость занятий в центрах внешкольной работы. Юрий Михайлович показал мне письмо 18-лет-него Юры Маклашина. У юноши
страшный диагноз – ДЦП. Его мир ограничен четырьмя стенами квартиры. Но он пытается пробить брешь в этом замкнутом пространстве, пишет письма, адресуя их...… миру. «Здравствуй, мир! Меня зовут Юра Маклашин, мне 18. Я так хочу тебя увидеть, мир, хочу помогать людям. В своих рисунках и стихах я хочу отразить свою жизнь. Ведь когда рисуешь для себя, то получается для всех. С любовью к тебе, мир! Я очень жду ответа. Мой адрес: ул. Орджоникидзе, дом 18, корпус 4, квартира 84». Со своим братом Юра разработал модель транспортного средства «веломак», прислал в центр две исписанные техническими подробностями и чертежами школьные тетради.
Проблема детей с ограниченными возможностями не остается не замеченной и городскими властями. В «Программе развития образования в Ярославской области на 2001 – 2003 годы и перспективы до 2005 года» они даже выделены в отдельный параграф: «Создание условий для удовлетворения потребностей одаренных детей и детей с ограниченными возможностями, обеспечение государственных гарантий сохранения и развития дополнительного образования детей, в том числе с ограниченными возможностями». Вот так, в одну строку, через запятую – потребности одаренных детей и детей с ограниченными возможностями. Замечательно? Да! Но нормативно-правовая база этого документа не проработана. Согласитесь, что заниматься с юными гениями и умственно неполноценными детьми – это не одно и то же. А поскольку дополнительное образование практически не занимается детьми с ограниченными возможностями, то не предусмотрена и материальная надбавка к жалованью педагогам, отдающим свое время и знания таким детям в этой сфере. Грубо говоря, 25-процент-ная выплата «за вредность», получаемая педагогами в специнтернатах, учителям, занятым в сфере дополнительного образования, не положена. А педагоги центра Заволжского района уже работают с этими детьми, опередив, так сказать, резолюцию свыше. Причем работают совершенно бесплатно.
Не остались без внимания педагогов центра и дети с девиантным поведением, трудные подростки, гроза наших улиц и дворов. «Чем сидеть по подъездам да хулиганить по подворотням, пусть лучше в нашем центре собираются», – рассудили учителя. И хоть поначалу были сомнения – а удастся ли заинтересовать хоть чем-то эту шантрапу? – после года работы они рассеялись. Педагог Лариса Гончарова проводит с ними беседы, развлекательные программы. И уже есть наглядный результат этой работы: подростки сами, без указки свыше выпустили стенд против наркотиков, посадили летом деревца и ревностно оберегают их. А на занятия в центр ломятся так, что однажды чуть двери не высадили! «Наши занятия, – рассуждает Юрий Новиков, – конечно, не панацея от всех бед. Но мы по крайней мере знаем, что в те часы, когда проходят наши встречи, эти подростки не пойдут громить ларьки и приставать к прохожим на улицах».
Так и живет сегодня центр внешкольной работы Заволжского района – ежедневно, неспешно делая свое дело, помогая тем, кто действительно нуждается в этой помощи, открывая дверь в большой мир тем, кому самому это сделать не под силу.