Победы в школьных олимпиадах, высокие оценки ее выпускниц со стороны других педагогов лучше всего говорят об успехах и достижениях учебного заведения. И, конечно, возрастающее желание родителей устроить сюда своих чад свидетельствует о его востребованности.
Директор гимназии Елена Иннокентьевна Колбешина объясняет:
– Самое главное, к чему мы стремимся, это донести до девочек осознание роли женщины в современном обществе, женщиныматери, продолжательницы рода, хранительницы традиций. Мы хотим научить их ответственности за свое предназначение.
В программе гимназии кроме общеобразовательных предметов немало других, чисто женских, таких, например, как рукоделие. Есть здесь и предмет «Три Э»: этика, эстетика и этикет, в котором особое внимание отводится женской и материнской добродетельности. И примером в этом ученицам служит... Богородица. Ведь Она и есть «символ всех матерей», замечает директор, цитируя строчки из сочинения одной из своих подопечных. При этом обычная жизнь не остается для воспитанниц за окном. Они живут в том же мире, что и их сверстники, развиваются с ними, вбирая в себя и то лучшее, что дает гимназия, ее преподаватели.
Здесь многое отлично от других учебных заведений. Например, очень часто домашние задания, которые дают ученицам, им приходится выполнять совместно с родителями. Педагоги делают это намеренно, так как считают: общие занятия объединяют семью. К тому же приучают родителей интересоваться тем, чем занимаются дети, вникать в их заботы и проблемы. При этом происходит и другое: девочки, видя, как папа и мама серьезно заняты тем, что задано в школе, понимают, что это действительно важно и нужно. А как необходимо понять это ребенку, вступающему в жизнь!
Мы говорили с Еленой Иннокентьевной о том, как трудно детям и молодежи в современном мире. Соблазны его способны смутить многих, а молодые не всегда осознают всей полноты ответственности за свое же поведение, за будущее, которое каждый человек строит для себя сам...
Некоторые педагоги и родители сетуют по поводу негативного влияния, которое на подростков оказывают телевидение и другие средства массовой информации, перекладывая на СМИ ответственность за то, что ребенок получает чуждое русскому, российскому, менталитету воспитание. Но надо вспомнить о другом, считает Елена Иннокентьевна, о том, что главным примером для детей были и остаются их родители. И именно мать и семья закладывают основу воспитания, укрепляют его стержень, и тогда все, что извне, уже не прилепится к ребенку или отлетит от него, как шелуха, говорит она.
Вот от этого посыла и выстраивает женская гимназия в Ярославле свою систему образования и воспитания.
– Ну а в чем же суть именно раздельного обучения мальчиков и девочек? – спрашиваю я Колбешину.
– К первому классу, к семи годам, мальчики и девочки совершенно разные. Мальчики еще дети, а девочки гораздо серьезнее, ответственнее. И учатся на первом этапе намного лучше своих сверстников, мы стараемся это использовать. Но самое главное, считаем, что общество наше сейчас крайне нуждается в переоценке многих приоритетов, в том числе в изменении взглядов на роль и место в нем женщины. Она добрее, мягче, сердечнее. Она, как говорил Ушинский, более консервативна во взглядах и делах... Это очень ценные качества, которые мы стремимся развивать в девочках. Считаем, что будет совсем неплохо, если женщина возьмет на себя определенную роль координатора, регулятора общественной жизни, семейных отношений. Пусть она станет душой нашего общества, душой семьи. Вот и стараемся грамотно учить этому своих воспитанниц, – объясняет моя собеседница.