Получить «пятерку» на уроке Елены Александровны и трудно, и легко. Трудно, потому что она требует от своих учеников и серьезных знаний, и умения анализировать. А легко, потому что у учительницы есть такое правило: если ученик (любой, даже двоечник) задаст вопрос, на который она не сможет ответить сразу же, – то такой умник получает пять.
– И как, задавали вам вопросы, на которые не находился тут же ответ? – интересуюсь я.
– Задавали. Правда, сейчас не припомню, какие именно. Приходилось искать ответы по разным справочникам и книгам. Но мне нравятся такие маленькие провокаторы – они заставляют учителя думать.
– А вообще для вас хороший ученик – это какой?
– Не обязательно «правильный» – слишком старательный или чересчур послушный. Мне нравится, конечно, когда кто-то постоянно готовится к уроку, спросишь – ответит. Но больше я люблю пытливых, смекалистых ребят, которые стремятся поспорить, отстаивают свою точку зрения.
...Вообще-то Елена Александровна не мечтала о профессии учителя. И на истфак пошла не в педагогический, а в Демидовский. За классическим образованием. Хотела заниматься наукой всерьез, и такая возможность после окончания вуза была. Но тут свое слово сказала такая неуловимая и неформулируемая вещь, как генетическая память.
Еще прадеды Елены Резчиковой были земскими учителями. А ее мама – воспитатель детского сада. И когда сама Елена проходила первую педпрактику, поняла: это – ЕЁ. Вернувшись в родной Углич, сразу же пришла в школу, где осталась, похоже, навсегда.
Педагогический стаж Елены Александровны – всего лишь пять лет. И уже – первая большая победа.
– Если жизнь представлять в виде пирамиды, то можно сказать так: я находилась в самом низу, и вдруг произошел скачок сразу через несколько ступенек. При этом есть опасность скатиться вниз и проползти те же ступеньки по новой. Надеюсь, этого не случится. Тем более что благодаря конкурсу появилась уверенность, умение держать внимание большой аудитории. Закомплексованность здесь выбивает начисто!
Победительница уверена – именно отсутствие солидного опыта работы и дало ей возможность выиграть. Не давил груз никаких званий и регалий, а отсюда – ощущение легкости, полета, внутренней свободы. И, конечно, мастерство и огромная требовательность к себе сыграли свою роль.
В той же мере, в какой Елена Резчикова требовательна к себе, она требовательна и к своим ученикам. Она не из тех, чье понимание равно всепрощению. Напротив, потребительская психология, присущая сегодня многим подросткам, вызывает у нее отторжение.
– Сейчас наступила эпоха какой-то глобальной безответственности. Не хочу, чтобы дети были такими, чтобы они вырастали некими зомбированными покемончиками, которыми манипулируют с помощью средств массовой информации, а эта тенденция налицо. Мне важно, чтобы у моих учеников было чувство времени, чувство действительности. Чтобы они разбирались в том потоке информации, который льется на них, и вырастали ответственными людьми, самостоятельно принимающими решения.
Еще Елена Александровна любит путешествовать. И старается своим ребятам показать интересные места – Троице-Сергиеву лавру, ярославский Спасо-Преображенский собор...
Отправляясь в Ярославль, она сказала ребятам: «В «Макдональдс» не пойдем. Это – без меня, с родителями». И повела учеников в планетарий, музей, на конно-спортивный двор... Ну и (куда деваться) в «Макдональдс». Чему она особенно рада – в памяти ребят осталась все-таки не американская забегаловка, а конная школа, лошади, которых многие впервые видели так близко.
Повторюсь, и все же. Ответ на вопрос, заданный победительнице областного конкурса «Учитель года» в самом начале нашей беседы, – действительно прост. Хороший учитель – это Елена Александровна Резчикова.