Более года назад состоялось первое после 80-летнего разорения праздничное богослужение. Начало возрождения – не сиюминутный порыв и не дань моде, а целенаправленная работа. За полтора года нашлось немало доброхотов, откликнувшихся на призыв насельников монастыря и местной администрации. Не только местные жители, организации и учреждения Пошехонья реставрируют разрушенное. Даже ученики воскресной школы прихода церкви Иверской иконы Божией Матери из Рыбинска участвовали в строительстве. Сорок воспитанников школы в возрасте от 5 до 15 лет выполнили тяжелую работу – 1300 штук кирпичей перенесли ребята в разные места: на сооружение храма, в жилое помещение для печки. Перемножьте вес каждого кирпича – а это 4,2 килограмма – на их количество, и поймете, что быть православным человеком в наши времена на самом деле большой труд. Как, впрочем, нелегко было и основателю обители игумену Адриану, терпевшему страшную нужду, дьявольские искушения и погибшему в конце концов от рук супостатов.
Возрождение Адриановой обители продолжается под патронажем настоятельницы Толг-ского монастыря матушки Варвары. Местное население также не оставляет своих усилий. Пошехонский отдел внутренних дел шефствует над монастырем по сей день, помогая в строительстве, привлекая к тяжелому, неквалифицированному труду проштрафившихся местных жителей – в монастыре работают так называемые суточники. Приезжают сюда из строительной организации «Поиск», православной гимназии «Озарение» из райцентра. Оказывают помощь и ярославцы, и, что всего отраднее, москвичи. Здесь прослеживается историческая аналогия. С 1540 года, когда иеродиакон Адриан впервые очутился среди диких лесов Пошехонья, прошло еще три зимы, прежде чем он получил благословение на возведение храма в Москве и там же встретил первых благодетелей. Так появились средства на строительство первой церкви – во имя Успения Пресвятой Богородицы. На деньги москвичей она и была сооружена в мае 1543 года.
На этом, пожалуй, и кончаются все положительные исторические аналогии. Через семь лет, в Великий пост, в обитель ворвались грабители – крестьяне соседнего села Белого, истязали иноков, настоя-теля. Один христианин, найдя тело зверски замученного настоятеля, похоронил останки Адриана и на этом месте посадил рябинку. Много позже, перед кончиной, он признался своему сыну, чьей могиле поклонялся.
Уже в 70-е годы двадцатого столетия – времени вынужденного атеизма – нетленные мощи преподобного были уничтожены в Рыбинске. И до сих пор живы люди, подписавшие это решение. Наверное, поэтому внукам этих рыбинцев и предстоит исправлять последствия насилий и погромов.