Все началось с того, что по инициативе психолога школы №66 Марины Александровны Хуторной десять лет назад был организован отдел спецпомощи родителям и детям, у которых возникали проблемы с успеваемостью в школе. Затем отдел преобразовался в школу, где открылись четыре класса– с пятого по восьмой. При этом помощь в форме консультаций сохранилась.
Ребят в центр приводили либо родители, либо их направляла школа. Сюда попадали дети эмоционально неустойчивые, пережившие развод родителей, живущие с мачехой или отчимом и не нашедшие с ними контакта, слабо-слышащие, больные ДЦП, тяжелыми нарушениями зрения. Есть здесь и дети с так называемым «девиантным поведением» или, попросту говоря, хулиганы.
Каждый ребенок диагностируется психологом, дефектологом, логопедом, психиатром, педиатром, которые помогают определить причины неуспеваемости в учебе или корни иных проблем. А педагоги стараются вывести детей из состояния ущербности, заинтересовать в учебе, сделать так, чтобы они почувствовали уверенность в себе.
Ваня рос в благополучной семье, учился в одной из престижных школ города и весьма неплохо. Но вот беда – мальчик отказывался выходить к доске, «немел», стоя перед классом, не мог общаться с одноклассниками. Они подшучивали над ним, дразнили, а он все более замыкался в себе. Психологи называют такое состояние психики аутизмом. Родители привели Ваню в центр. Два года он проучился здесь, а
затем его отправили в родную школу. Там Ваню не узнали, ведь теперь он мог свободно общаться с окружающими.
От Алеши школа всячески пыталась избавиться. Мальчик болен тяжелой формой эпилепсии с частыми припадками. В этом случае нужно уметь оказать помощь, а, стало быть, взять на себя ответственность. Вместо этого школа вынесла вердикт: ребенок не подлежит обучению со своими сверстниками. А для учебы на дому установила свою планку – только до девятого класса. Таким образом, школа по сути ограничила ребенка в праве на образование. А он хотел учиться и свое желание смог осуществить только в центре.
С самого открытия центр занимал один этаж в вечерней школе № 22. Здесь же работала и открытая при центре школа. Но недавно она была за-крыта. Второй год центр работает без школы. В нем сформировались три направления: диагностическое, коррекционно-реабилитационное и психологической поддержки образовательных учреждений. Работа ведется также с детдомовскими ребятами, инвалидами, социальными сиротами. Специалисты центра осваивают работу и с детьми дошкольного возраста, ведь большинство проблем, которые выявляются в школе, зарождаются в более раннем возрасте.
– Мы хотим, чтобы родители проявляли большую активность, – говорит Марина Вадимовна Павлова, директор центра. – Они не должны ждать, когда школа забьет тревогу по поводу того, что их ребенок не успевает. Если родители чувствуют, что есть что-то, мешающее сыну или дочери успешно учиться, пусть идут к нам. Мы соблюдаем конфиденциальность, проводим консультации с детьми, родителями, учителями, даем им рекомендации. Это в конечном итоге обеспечивает право ребенка на получение образования в соответствии с индивидуальными особенностями его развития.
Идея такой школы была привнесена из американской практики. Но там специализированные классы для «нестандартных» детей создавались в обычных школах. У нас же при нашей бедности сделали единственную школу на весь город и ту в конце концов закрыли. Более того, центр почему-то отнесен к «прочим образовательным учреждениям», как, скажем, фильмотека, и соответственно финансируется по остаточному принципу, хотя он обеспечивает поддержку детям при получении основного образования. А «остаточных» детей, между прочим, становится все больше, в центре уже давно существует очередь.
Лишь недавно центр переехал в новое помещение – бывший детский сад. И хотя и оно не вполне пригодно для работы центра, его сотрудники и этому рады.