После возвращения делегация побывала в ярославской деревне Андроники, на малой родине Ф. И. Толбухина. Привезли мы сюда подарок, которому больше всех радовалась Лидия Сергеевна Ковалева, руководящая не только здешней библиотекой, но и находящимся в том же здании музеем земляка-полководца. Для него и были отпечатаны фотографии, сделанные при открытии Аллеи полководцев.
В Андрониках состоялась встреча с местными жителями, с ребятами, которые учатся в средней школе села Толбухина. Их, конечно, интересовало детство крестьянского сына Феодора (так записан он в метрической книге Воскресенской церкви села Давыдкова Борисоглебского уезда Ярославской губернии за 1894 год).
К сожалению, именно эта страница биографии Ф. И. Толбухина – самая лаконичная, слишком мало сведений сохранилось о его детской поре. А если не сохранились документы, то иные авторы публикаций о Федоре Ивановиче попросту фантазируют, вводя читателей в заблуждение. В 1999 году в Ярославле вышел историко-биографический справочник «Маршалы России». Материал о нашем земляке начинался так:
«Родился Федор Иванович 16 июня 1894 года в деревне Андроники Ярославской губернии (ныне село Толбухино) в семье служащего. Отец работал в коммерческой конторе. После окончания церковно-приходской школы Федор поступил в коммерческое училище и окончил 7 классов. Год работал в конторе вместе с отцом».
Несколько строчек, и каждая вызывает шок. Как могла деревня превратиться в село? К тому же нынешнее Толбухино селом было всегда, только называлось оно Давыдково. В трехгодичную церковно-приходскую школу в Андрониках Федя Толбухин пришел восьмилетним, в 1902 году. Учился увлеченно, успевал отлично. И многодетная семья (четверо сыновей и три дочери), несмотря на все трудности, еще на два года отправила Федора в Давыдковское земское училище, которое он закончил в 1907 году.
В том году семью постигло большое горе – скончался ее глава Иван Федорович. До того ходил он в отхожий промысел в Петербург. В последний раз это случилось в 1902 году, после чего отец тяжело заболел...
Федору Ивановичу тоже не суждена была долгая жизнь, он скончался в 1949 году. И не смог, не успел написать мемуары или хотя бы развернутую автобиографию. Сведения о нем приходится собирать буквально по крупице. Но ведь с годами делать это станет труднее и труднее. А как же можно восстановить картину его детства? Единственный путь: документальные материалы должны иллюстрироваться достоверными сведениями о том времени, о среде, в которой он жил и учился, о тогдашних земляках и событиях.
Вот об этом и шла у нас беседа на встрече в Андрониках. Начали с фамилии: откуда произошла? Оказывается, на Руси она не такая уж редкая. В словаре Брокгауза и Ефрона читаем: «Толбугины (также Толбухины и Толбузины) – дворянский род, происходящий из отрасли князей Смоленских. Род внесен в родословную книгу Костромской, Московской, Орловской, Тамбовской и Ярославской губерний». Значит, помещики Толбухины жили в нашем крае. А за крестьянами нередко утверждалось имя их владельцев.
Что касается его жизни в Давыдкове, то о ней известно крайне мало. Жил он на квартире, расплачиваясь с хозяйкой помощью по дому, а на воскресные дни уходил в Андроники. В классе был в первой пятерке, любимый предмет – история.
Заметок об этом он не оставил. Однако есть изданная в Ярославле книга, написанная словно бы двойником Федора Толбухина как раз о том времени. Написал ее в предвоенные годы заслуженный учитель России, преподаватель истории Чебаковской средней школы Николай Михайлович Головин (предисловие Л. Сейфуллиной). В свое время существовал даже колхоз имени Н. М. Головина. Рос Николай в условиях, тождественных тем, что были у Федора Толбухина. То, что пережил один, не могло обойти другого. В «Записках учителя» повествуется:
«Наша деревня Александровка состояла из пяти домов. Отец и дядя работали в Питере штукатурами-каменщиками. Приближались выпускные экзамены. Мне жаль было расставаться со школой, предстояло ехать с отцом в штукатуры. Учитель стал уговаривать отца отдать меня учиться дальше: «Осенью отдай его в Давыдково в училище». Отец согласился. Давыдково находилось в шести верстах. Оно показалось мне большим городом, который я видел только на картинках.
Я делал 12 верст в день, не запаздывая в класс и успевая вечером приготовить уроки. Ночевать в училище не разрешалось, и во всякую погоду приходилось идти домой. В один из декабрьских дней к концу уроков разбушевалась вьюга. До деревни Бухонтьево я добрался с толпой ребят, а дальше 3 версты нужно было идти одному. Стало темнеть, дорогу приходилось отыскивать на ощупь. Снег слепил глаза, а ветер через пальтишко пронизывал до костей.
На пути ни деревни, ни лесочка. Добравшись кое-как до моста через речку, я присел у перил. На минуту забылся и потерял направление: не знал, с какой стороны пришел и куда идти. Крик тонул в метели. Сойти с моста боялся: он был единственным близким в буре. Пробыл так, может, час, а может, целую ночь. Но решил ни за что не засыпать. Ноги отяжелели, но я все ходил или стоял. Вдруг невдалеке увидел движущееся пятно и что есть силы закричал. В ответ раздался голос отца...
Мать встретила со слезами и заявила, что больше учиться не отпустит. Я сказал, что все равно убегу в училище. Сошлись на том, что найдут мне квартиру в Давыдкове – от понедельника до субботы. Поселили меня за полтора рубля в месяц у двух старушек. Питался я хлебом и картошкой, привезенными из дому, а в виде платы за уголок носил хозяйкам с озера воду и выкидывал из-под коровы навоз. С круглыми пятерками перешел в последнюю группу.
Приближалось время классных экзаменов. За две недели до них учитель Алексей Иванович узнал, что к нам приедет инспектор народных училищ, и начал занятия с нами и днем, и вечером. Учились мы добросовестно, но после десятичасовой работы так тупели, и он, чтобы кого-нибудь не поколотить, в ярости убегал из класса. Хуже всего было дело с освоением русской истории, особенно хронологии, которую к экзаменам надо было знать назубок за курс 4-го и 5-го класса.
Из-за подобной зубрежки иногда случались анекдотические казусы. Помню один из вечерних уроков по истории. Перед самыми экзаменами Алексей Иванович спрашивал нас, что называется, «на очистку», а в головах полный сумбур.
– Шабанов, расскажи про нашествие французов.
С побелевшим лицом встает мой сосед по парте:
– Сын бедного дворянина с острова Корсики – Наполеон Бонапарт своими победами и завоеваниями прославился на весь мир, и французы сказали ему: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приди княжить и володеть нами...»
Экзамены сошли и для учеников, и для учителей вполне благополучно».
Такое было время. И все же педагоги стремились дать ребятам не только знания, но и воспитать их достойными гражданами. Современники Ф. И. Толбухина свидетельствуют, что на всю жизнь сохранил он теплые воспоминания о Давыдковском училище.