Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала
Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...
Объявление в газете о замещении вакантной должности ректора театрального института удивило многих. Неужели уходит Шалимов? Новое дело в том, что по уставу вуза выборы ректора должны проходить регулярно, независимо от результатов деятельности нынешнего руководителя. Выборы прошли в октябре, и их итоги впечатляют: Шалимов набрал 78 голосов – за и только 11 – против. Удивительное единодушие для столь эмоциональной среды! Каким же надо быть для этого человеком? Видимо, таким, как Шалимов. Интеллигентным и решительным, умным и самостоятельным, тонко чувствующим и понимающим, принимающим правила игры, которые предлагают и преподаватели, и студенты.
Марина ШИМАНСКАЯ.
– Вячеслав Сергеевич, каждое время требует своего типа руководителя. Кажется, что сегодня сохранить в себе человеческие качества, находясь в этом кресле, как никогда трудно. Вы согласны? – Можно, нагло скажу? – Конечно. – Если руководитель не меняет время сам – это плохой руководитель. Времени надо противиться, чтобы не ушли какие-то вековые ценности. А для этого нужна команда, коллектив, который тебя поддерживает, и... начальство, что ли, какое-то. – Каким образом вам удается оставаться самим собой и успешно руководить институтом? – С большим трудом. Хорошо, когда подписываешь приказ на зарплату, премию, но случается и выговоры объявлять, и увольнять. Разбираться приходится и с преподавателями, и со студентами. Дисциплина есть дисциплина – куда денешься. – Наверное, у каждого руководителя есть что-то самое главное, назовем это сверхзадачей. У вас она есть? – Сверхзадача – ежедневная борьба за сохранение того, чтобы в зале можно было сопереживать, а не, извините, в мягкое кресло зад утопить и сидеть: «Смотрите, в каком наряде я пришел». Мне учителя это вбили, и помирать с этим буду. – В последние годы вузовские здания являют собой печальную картину: обшарпанные коридоры и аудитории трудно назвать храмом науки. Театральный не был исключением, и несколько лет назад в него без риска для жизни было не войти. Сегодня – чисто, уютно, свежевыкрашено. Как удалось привести здание в порядок, на какие средства? – С чего началась моя деятельность? В институте требуется ремонт, общежитие СЭС закрыла как аварийное. Кто первый помог? Губернатор. Приехал, прошел там, где даже ходить нельзя, – потолок висит. Зашел в этот кабинет, меня отругал. Но в отличие от двух министров культуры, которые говорили: «Ох, надо делать», – сказал: «Сделаем». Девять месяцев шел ремонт. Мы получили чистые аудитории, новые окна, новую крышу – фантастика. – Ну а теперь о ваших студентах. Одна дама, которая бывает на вступительных экзаменах в вуз, заметила: «Поступают аккуратные, симпатичные девочки и мальчики. Поступили. Прошел месяц учебы. В толпе крашеных, экстравагантных ребят бывших абитуриентов не узнать». Что с ними происходит? – У нас есть порядок подъема по студенческой лестнице. 1-й курс – «народные», 2-й – «заслуженные», 3-й – просто артисты, 4-й – а артист ли я? Это происходит с каждым набором. – Как удается из «народных» воспитать артистов? – В первый год обучения происходит отшелушивание среды, из которой они вышли. И начинается яростная защита своей установки. Но все-таки выявляется из глубины то зерно, за которое и принимали. – Шелушить трудно? – Ой! Большинство приходит, не зная – кто он есть. И когда все отпадает, ощущают себя голыми – раздели. Это страшный период. Но потихонечку-полегонечку – они уже чистенькие, аккуратненькие, внешне находят свой имидж для повседневной носки. Первые два года учатся учиться, а остальное время – актерскому мастерству. Кто-то не выдерживает: нагрузка страшная, занятия начинаются в 8-30 и заканчиваются в 20-40. Этот день, который весь направлен на работу над собой, отбивает желание казаться кем-то. – Божий дар дается немногим. Уже на стадии обучения хорошо видно, кто есть кто. Не возникает желания сказать некоторым: «Ребята, идите искать себя в другой вуз, на сцене вам делать нечего». – Есть такой фокус – обаяние невесты: замуж вышла – куда что девалось. Она в 16 – ах, а к 17-ти начинает тускнеть, и вскоре обаяние сценическое пропадает. Девушка из героинь перерастает в характерную, начинается расхождение между внешними и внутренними данными. Мальчишек забирают всех – молодых ребят не хватает. В Москве театры нуждаются, Москва всех глотает. Говорим: «Не езди», – нет, едут. А выгонять? К нам поступить легче, чем учиться. Набираем 22, выпускаем – 9. Из этих девяти – половина умеет играть хоть что-то. Опускать планку ниже нельзя. Но и спектакль выпускной нужен. А как его сделать? Примерно такой же расклад и в других театрах России. Нужны персонажи третьего плана. – Вы в театральном вузе 22 года. Как меняются за это время студенты? – Никогда не буду сравнивать, что было тогда и что сейчас. Мы моложе были, жизнь интереснее казалась. Горжусь тем, что один из спектаклей с моими выпускниками, когда я был художественным руководителем курса, ставил Фирс Ефимович Шишигин. Выпуск получился хороший. Они были не просто другие, а принципиально другие – по подходу – «зачем я сюда иду». Ребята летели в театр, рвались на сцену, у них в ушах гремели аплодисменты. Сегодня приходят и говорят: «Дайте мне профессию. Я знаю, куда иду, там не всем хорошо, но я буду звездой». – Вячеслав Сергеевич, учебный театр вуза мог бы стать еще одним театром города – со своим зрителем, критиками, громкими премьерами? – Свой зритель у театра есть. Приходят студенты – посмотреть на своих сверстников, приходят учителя, приходят старые театралы. Спрашиваешь, зачем? – отвечают: «Посмотреть, как они волнуются. Во взрослом, профессиональном театре этого не хватает». Но есть и другая сторона. Мечтаем привести театр в порядок. У нас плохой зал, нет аппаратуры. Министерство культуры говорит, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Мечта – отремонтировать и повесить табличку: «Театр им. Ф. Шишигина». Не разрешили присвоить институту его имя – не Герой Труда. А назвать театр – в наших силах. Но на такое здание табличку вешать стыдно. Так что пойду просить помощь по второму кругу. – Олег Ефремов в конце творческого пути сказал: «Я не люблю театр и актеров». Вы любите актеров? – Актеров очень люблю. Меньше люблю режиссеров, критиков, а актеров – очень. Причем они противные встречаются до безобразия. Но все равно они дети. Дети тоже бывают разные, но, как известно, чем труднее, тем любимей.
Читайте также
15.01.2013Коллектив музея отстоял своего директора Хорошая новость – Наталья Левицкая остаётся руководителем Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
11.05.2011Итин – за теорию «малых дел» В начале мая труппе Волковского театра было официально представлено новое руководство. Если факт назначения художественным руководителем театра режиссёра
24.04.2010Провинции не хватает кислородаПрезидент молодёжного фестиваля, ректор Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский (на верхнем снимке в центре) с его фирменным даром импровизатора готовился
30.07.2008Служители музВ статье «Студенты решают рабочий вопрос», опубликованной в «СК» за 19 июля, речь шла о трудоустройстве выпускников ЯрГУ имени П. Г. Демидова и ЯГПУ имени К.
15.03.2008СТЭМ: «утилизации не подлежит»Сорокапятилетний юбилей отпраздновал студенческий театр эстрадных миниатюр (СТЭМ) Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д.
15.01.2008Что светит Волковскому?Академический театр драмы имени Волкова как любой живой организм за свою долгую жизнь не раз переживал периоды расцвета и пусть не падения, но штиля. Ни